Потребительские предпочтения-2009: экономить на еде и покупать белорусское
11.02.2010 09:06
—
Новости Экономики
Фото: Николай СУХОВЕЙ, kp.by |
Белорусские планы по росту розничного товарооборота в 2010 году выглядят вызывающе на фоне робкого и неустойчивого роста мировой экономики, постепенно приходящей в себя после кризиса. Увеличение розничного товарооборота на 14-15% - непростая задача даже для тучного года и обрадованных растущими реальными зарплатами граждан. Источники такого прироста для Беларуси пока не просматриваются. Вот и по итогам 2009 года прирост розничного товарооборота составил скромные 3% (до 55,913 трлн рублей), значительно отстав от плановых 17%.
При этом даже с таким ростом Беларусь на постсоветском пространстве выглядела весьма достойно, обойдя Украину (розничный товарооборот снизился на 16,6% к уровню 2008 года), Россию (минус 5,5%), Молдову (минус 4,4) и Казахстан (минус 3,9%). До лидеров – Узбекистана (+16,6%) и Таджикистана (+10,4%) мы не дотянули, но и провальным год не выглядел.
В ресторан, магазин или на рынок
В условиях снижения реальной зарплаты на 0,3%, не вытянул даже до уровня 2008 года оборот предприятий общепита. На питание вне дома белорусы потратили только 2,7 трлн рублей, а это на 3,1% ниже уровня 2008 года.
Торговля пострадала меньше – ее розничный товарооборот вырос, правда, всего на 3,3% до 53,2 трлн рублей. И это вполне неплохой результат на фоне того, что покупать больше белорусам было не за что (мы ведь помним про снижение реальной зарплаты), да и нечего – импорт потребительских товаров в январе-ноябре сократился на 25,9% до 3,968 млрд долларов, а собственное производство того, что потребитель мог бы купить, выросло только на 9,9%. Так что даже решение о выдачи льготных потребительских кредитов не смогло заметно поправить ситуацию.
Стремление белорусов сэкономить видно и по тому, что прирост объемов товарооборота в магазинах оказался несколько ниже, чем на рынках и в торговых центрах – 2,8% против 3,6%. Так что пока говорить о том, что рынкам пора уступить место более цивилизованным формам торговли, явно преждевременно.
По данным Национального статкомитета, на рынках и в торговых центрах население покупает около 18% продовольственных и 38% непродовольственных товаров. По отдельным товарами эта доля меняется весьма существенно: доля продажи мяса и птицы на рынках и в торговых центрах в прошлом году составила 34% от общего объема продаж, колбасных изделий – 16%, растительного масла – 39%, крупы – 49%, макарон – 45%, швейных изделий – 86%, носков и колгот – 44%, обуви – 59%, строительных материалов – 53%.
Свое и чужое
Как же изменились в прошлом году потребительские предпочтения белорусов? Как бы ни критиковались весь год отечественные товары, именно на них пришлось 78,6% розничного товарооборота магазинов. Причем белорусское продовольствие практически не имело конкурентов – на его долю пришлось 86,5%. По непродовольственным товарам радикально вытеснить импорт пока не удается – на него пришлось 32,4%. И это только в магазинах, а с учетом торговли на рынках доля импорта, очевидно, будет внушительнее.
Среди продовольствия серьезную конкуренцию белорусскому составляло импортное растительное масло – на его долю пришлось 29,7% магазинных продаж, при том, что еще год назад эта доля составляла 38%. Упал и интерес к белорусской крупе (42,8% против 52,5% год назад), макаронным изделиям (57,5% против 67% по итогам 2008 г). Зато белорусские соки сумели побороться за место на полках – их доля в торговле выросла до 67,9% с 50,8% год назад. Почти не изменилась за год ситуация с белорусскими кондитерскими изделиями (их доля по итогам прошлого года – 85,8%), рыбой и морепродуктами (42,6%), безалкогольными напитками (93,9%), сырами (97,6%). По-прежнему не имеют в Беларуси импортных конкурентов мясо и птица, колбаса, сливочное масло, сахар, яйца.
По непродовольственным товарам полного доминирования изделия белорусского производства не имеют, но магазины явно предпочитают (а органы госуправления настойчиво рекомендуют этих предпочтений не менять) белорусскую обувь (доля – 81,9% против 74,7% в 2008 году), белье (91,1%), носки и колготки (89,2%), верхний трикотаж (85,7%), стройматериалы (68,2%), табачные изделия (93,2%), холодильники (84,2%) и телевизоры (94,6%).
Серьезную конкуренцию импортные изделия составляют только по некоторым позициям. К примеру, в магазинах продавалось 69,3% импортных парфюмерно-косметических товаров, 60,5% стиральных порошков, 48% стиральных машин, 77,9% лекарств.
Есть или не есть
Очевидно, что даже самый серьезный финансово-экономический кризис не отменит обеда в расписании. Однако в Беларуси по итогам года население купило продовольственных товаров на 27,9 трлн рублей, что всего на 0,3% больше уровня 2008 года. А вот непродовольственных товаров – на 28 трлн, что сразу на 5,8% больше. Однако посмотрим на статистику внимательнее: самый серьезный рост объема покупок непродовольственных товаров пришелся на январь (+12,4% к аналогичному периоду 2008 года), а это период ажиотажного спроса на бытовую технику и вообще весь импорт после свалившейся на белорусов 2 января 2009 года вести о девальвации. Потом отрыв от прошлогоднего показателя в основном таял.
В этот непростой год белорусы предпочли несколько сэкономить на макаронах (за год через все каналы реализации продано 67,3 тыс тонн, что на 5,5% ниже уровня 2008 г), растительном масле (79 тыс т, минус 9,5%), яйцах (986,3 млн штук, минус 1%) и соках (266,4 млн условных банок, минус 0,3%). При этом граждане обратили внимание на мясные консервы (20,9 млн условных банок, +11,3%), крупы (127,4 тыс тонн, +4,4%), сахар (159,7 тыс тонн, +3,5%) безалкогольные напитки (28,3 млн декалитров, +4,1%), кондитерские изделия (163,6 тыс тонн, +4,5%).
Серьезный вклад в розничный товарооборот внесла торговля алкоголем – на алкогольные напитки и пиво в 2009 году белорусы потратили 4904,9 млрд рублей, что в общем объеме розничного товарооборота торговых организаций составляет 12%. При этом в абсолютном выражении продажи алкоголя в 2009 году снизились на 2,2% до 9236,6 тыс декалитров в абсолютном алкоголе.
Несмотря на заметный рост объемов продаж непродовольственных товаров, по многим товарам торговля на уровень 2008 года не вышла. В частности, продажи холодильников снизились на 9,4% до 209,4 тыс, стиральных машин – на 13,4% до 128,4 тыс штук, телевизоров – на 28,8% до 259,1 тыс, стройматериалов – на 8,8% до 1,7 трлн рублей. При этом продажи бензина возросли на 3,6% до 661,6 тыс т, лекарств – на 7,2% до 1,1 трлн рублей, табачных изделий – на 4,1% до 21,6 млрд штук.