Капкан для таможенных агентов
10.02.2010
—
Новости Экономики
Принятие Таможенного кодекса Таможенного союза может уничтожить значительную часть белорусских таможенных представителей. Что в результате станет с данным сегментом рынка – не знает никто.Но Беларуси такая метаморфоза вряд ли окажется выгодна.
Согласно статье 13 Таможенного кодекса Таможенного союза, одним из условий для включения юридического лица в реестр таможенных представителей является предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов на сумму, эквивалентную не менее чем одному миллиону евро. Сейчас в Беларуси сумма подобного обеспечения составляет 125 тыс. евро. Понятно, что увеличение суммы гарантированных сборов вряд ли придется по душе действующим в Беларуси таможенным представителям. Многие считают, что увеличение платы за «вход» в бизнес, особенно на фоне экономического кризиса, не совсем уместно. Такой шаг может убить многих белорусских участников рынка таможенного сопровождения. А на их место придут другие. Но уже не белорусские.
Как это отразится на бизнесе? С таким вопросом «Ежедневник» обратился к представителям компаний, работающим с таможенным оформлением грузоперевозок.
Андрей Зырянов, директор по ВЭД ООО «ТЭП «Белгрузавтотранс»:
– Если планка обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов будет приподнята, то и компаний, предлагающих такие услуги, станет меньше. Насколько в итоге потребность в них будет удовлетворяться качественно – говорить сложно. Монополии в данной сфере однозначно не должно быть, но и анархии тоже. Хорошо бы найти «золотую середину». Но где она? На мой взгляд, сегодня в Беларуси нет ни одного специалиста, который достоверно может сказать, куда после 1 июля двинется рынок. Есть риск, что на освободившиеся места в Беларусь придут российские компании. С точки зрения государства – это вряд ли выгодно. Если в Беларусь придет иностранный дядя и станет делать здесь нашу работу – в этом тоже будет мало хорошего.
Михаил Козлов, начальник отдела таможенных услуг ИП «АсстрА Вайсруссланд»:
– Пока ситуация в Беларуси не имеет предпосылок для увеличения импорта и нет возможности повысить расценки – они и так в Минске высокие. Поэтому до 1 июля 2010 года будет идти между агентами острая конкуренция за клиентов – борьба за выживание. Далее после 1 июля 2010 года и до 1 июля 2011 года будет идти процесс постепенного сокращения числа игроков на белорусском рынке таможенных услуг, повышения тарифов на услуги и постепенного их приближения к уровню российских тарифов (по оценкам экспертов, в пять раз до 500 евро за одну импортную грузовую таможенную декларацию). При этом приход сильных российских игроков на белорусский рынок несет угрозы, приход крупных российских клиентов – выгоды.
Татьяна Билан, директор ООО «СТА Логистик»:
– Определить, что будет после начала действия Таможенного кодекса Таможенного союза, пока очень сложно. Есть два варианта развития событий. Первый вариант – многие компании прекратят свою деятельность таможенных представителей. Второй вариант – в Беларусь придет российский бизнес. Ведь сумма в 1 миллион евро взята не с потолка. Это ставки Российской Федерации, и российские компании привыкли с ними работать. Влияние же на экономику будет определять то, насколько данные суммы повлияют на ценообразование в Беларуси.
Комментарий по делу
Иван Манкевич, замдиректора Ассоциации международных автомобильных перевозчиков БАМАП:
– Мы не приветствуем решение об увеличении ставок обеспечения. Так же, как и увеличение таможенных пошлин на подвижной состав. Думаю, что многие из тех, кто имел статус таможенного представителя, теперь его потеряют и будут заниматься просто грузоперевозками. То есть станут работать в сфере перевозок с лишением определенных льгот. Но я также не думаю, что произойдет большой наплыв в Беларусь российских компаний. Ведь и для них 1 миллион евро – сумма серьезная. Возможно, при таком обеспечении уплаты таможенных пошлин и налогов закладывается механизм большей ответственности таможенных агентов. А данная сумма является определенной гарантией качества.
От редакции
Увеличение суммы обеспечения до 1 млн евро можно объяснять и спецификой таможенного законодательства, и желанием качественного преобразования субъектов хозяйствования. Но в данном случае борьба за качество может повлечь рост цен на услуги таможенных агентов и, соответственно, повышение тарифов на грузоперевозки. Не исключено, что в конечном итоге расплачиваться за новаторство придется потребителям. При этом глобализация сферы таможенных представителей ограничит появление в ней новых белорусских игроков. А это открывает перспективы для развития в Беларуси российского бизнеса по российским правилам.
Согласно статье 13 Таможенного кодекса Таможенного союза, одним из условий для включения юридического лица в реестр таможенных представителей является предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов на сумму, эквивалентную не менее чем одному миллиону евро. Сейчас в Беларуси сумма подобного обеспечения составляет 125 тыс. евро. Понятно, что увеличение суммы гарантированных сборов вряд ли придется по душе действующим в Беларуси таможенным представителям. Многие считают, что увеличение платы за «вход» в бизнес, особенно на фоне экономического кризиса, не совсем уместно. Такой шаг может убить многих белорусских участников рынка таможенного сопровождения. А на их место придут другие. Но уже не белорусские.
Как это отразится на бизнесе? С таким вопросом «Ежедневник» обратился к представителям компаний, работающим с таможенным оформлением грузоперевозок.
Андрей Зырянов, директор по ВЭД ООО «ТЭП «Белгрузавтотранс»:
– Если планка обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов будет приподнята, то и компаний, предлагающих такие услуги, станет меньше. Насколько в итоге потребность в них будет удовлетворяться качественно – говорить сложно. Монополии в данной сфере однозначно не должно быть, но и анархии тоже. Хорошо бы найти «золотую середину». Но где она? На мой взгляд, сегодня в Беларуси нет ни одного специалиста, который достоверно может сказать, куда после 1 июля двинется рынок. Есть риск, что на освободившиеся места в Беларусь придут российские компании. С точки зрения государства – это вряд ли выгодно. Если в Беларусь придет иностранный дядя и станет делать здесь нашу работу – в этом тоже будет мало хорошего.
Михаил Козлов, начальник отдела таможенных услуг ИП «АсстрА Вайсруссланд»:
– Пока ситуация в Беларуси не имеет предпосылок для увеличения импорта и нет возможности повысить расценки – они и так в Минске высокие. Поэтому до 1 июля 2010 года будет идти между агентами острая конкуренция за клиентов – борьба за выживание. Далее после 1 июля 2010 года и до 1 июля 2011 года будет идти процесс постепенного сокращения числа игроков на белорусском рынке таможенных услуг, повышения тарифов на услуги и постепенного их приближения к уровню российских тарифов (по оценкам экспертов, в пять раз до 500 евро за одну импортную грузовую таможенную декларацию). При этом приход сильных российских игроков на белорусский рынок несет угрозы, приход крупных российских клиентов – выгоды.
Татьяна Билан, директор ООО «СТА Логистик»:
– Определить, что будет после начала действия Таможенного кодекса Таможенного союза, пока очень сложно. Есть два варианта развития событий. Первый вариант – многие компании прекратят свою деятельность таможенных представителей. Второй вариант – в Беларусь придет российский бизнес. Ведь сумма в 1 миллион евро взята не с потолка. Это ставки Российской Федерации, и российские компании привыкли с ними работать. Влияние же на экономику будет определять то, насколько данные суммы повлияют на ценообразование в Беларуси.
Комментарий по делу
Иван Манкевич, замдиректора Ассоциации международных автомобильных перевозчиков БАМАП:
– Мы не приветствуем решение об увеличении ставок обеспечения. Так же, как и увеличение таможенных пошлин на подвижной состав. Думаю, что многие из тех, кто имел статус таможенного представителя, теперь его потеряют и будут заниматься просто грузоперевозками. То есть станут работать в сфере перевозок с лишением определенных льгот. Но я также не думаю, что произойдет большой наплыв в Беларусь российских компаний. Ведь и для них 1 миллион евро – сумма серьезная. Возможно, при таком обеспечении уплаты таможенных пошлин и налогов закладывается механизм большей ответственности таможенных агентов. А данная сумма является определенной гарантией качества.
От редакции
Увеличение суммы обеспечения до 1 млн евро можно объяснять и спецификой таможенного законодательства, и желанием качественного преобразования субъектов хозяйствования. Но в данном случае борьба за качество может повлечь рост цен на услуги таможенных агентов и, соответственно, повышение тарифов на грузоперевозки. Не исключено, что в конечном итоге расплачиваться за новаторство придется потребителям. При этом глобализация сферы таможенных представителей ограничит появление в ней новых белорусских игроков. А это открывает перспективы для развития в Беларуси российского бизнеса по российским правилам.