Чтобы Таможенный союз не изменил планы…

Источник материала:  
08.02.2010 14:45 — Новости Экономики
В Беларусь начинают поступать новые авто, облагаемые значительно повышенными таможенными пошлинами. Таможенный союз в действии больно ударил по компаниям и частным лицам, которые планировали обновление собственного автопарка в 2010-м. Собственные копилки могли еще не наполниться в необходимой степени, кредитные ресурсы доступней в ТС не стали. Но в этой ситуации не многие вспоминают о еще одном финансовом инструменте, который поможет не менять автопланов, – лизинг. Да, в Беларуси им не могут воспользоваться частные лица, но компании и индивидуальные предприниматели свои планы могут не менять. О том, что сегодня собой представляет лизинг в Беларуси, ET CETERA.Авто рассказал заместитель директора компании "Активлизинг" Никита Чеботарь.

– Что такое лизинг в Беларуси сегодня?


– Лизинг в Беларуси – это достаточно удобный инструмент для бизнеса. Но удобен он лишь в том случае, если бизнес умеет этим инструментом пользоваться. Могу сказать, что в Беларуси лизинг, к сожалению, пока только на стадии развития. Большинство руководителей предприятий воспринимают лизинг как нечто новое и не сильно-то им нужное. До сих пор предпочтение отдается покупкам или за собственные средства, или в крайнем случае принято ходить за кредитом в банк. Часть желающих воспользоваться лизинговой услугой отпугивают и некоторые законодательные лакуны, пробелы в налогообложении. Следует сказать, что за границей большая часть автотранспорта приобретается в лизинг не только предприятиями, но и физическими лицами. У нас же для физических лиц лизинговые покупки недоступны вообще, а для юридических лиц, например, покупка автотранспорта в лизинг может не всегда быть выгодной даже в сравнении с покупкой в лизинг оборудования. В случае с оборудованием есть возможность положить стоимость этого оборудования на свои затраты, то есть возможность применения свободной амортизации на срок лизинга. В случае с автотранспортом не все так просто, здесь разворачивается конкурентная борьба лизинговой компании с банком. И банки нередко выигрывают, потому что имеют возможность сделать более низкие процентные ставки для своих клиентов в отличие от лизинговых компаний.

– Вы сказали, что руководители компаний нередко опасаются делать покупки в лизинг. А что может отпугивать?

– Речь нужно вести, в первую очередь, о боязни нового – лизинга или каких-то других финансовых инструментов. Сегодня значительная часть звонков в нашу компанию все еще поступает не с вопросами о том, чем условия вашей компании для меня более выгодны, а с вопросами о том, что же такое лизинг вообще и чем он выгоден.

- Чем же привлекателен лизинг в Беларуси?

– Лизинг привлекателен, во-первых, простотой оформления. Чтобы оформить такую сделку, нужно потратить меньше усилий, не нужно предоставлять такой огромный пакет документов, какой требуется в случае, например, с оформлением кредита. В нашей практике бывали случаи, когда клиент хотел ввести в эксплуатацию автомобиль, купленный в лизинг, уже через два-три дня с момента прихода в наш офис – и это удавалось сделать! При лизинге, в отличие от кредита, не нужно дополнительного обеспечения, им является сам объект кредита. Еще один существенный плюс в том, что в случае лизинга оборудования и коммерческого транспорта все платежи относятся на себестоимость продукции. Это позволяет оптимизировать налогообложение конкретного предприятия.

– Выбирая между кредитом и лизингом, какие еще нюансы следует иметь в виду?

– В отличие от автодилеров, лизинговые компании не освобождены от НДС на контрактную стоимость автомобиля. Поэтому нередко отпугивает потенциальных клиентов и тот факт, что при условной стоимости автомобиля в 100 рублей при покупке его в лизинг к этой стоимости добавляется еще 20 рублей – НДС лизинговой компании. В итоге же выигрывают те компании, которые, разобравшись во всех нюансах предстоящей сделки, понимают, что эти 20 рублей можно взять к зачету, что обеспечит налоговый вычет, и таким образом автомобиль будет приобретен все за те же условные 100 рублей.

Многое также зависит от условий сотрудничества с конкретными автодилерами. Для клиентов нашей компании официальный дилер Ford "Атлант-М Боровая", например, сделал специальное предложение, которое уже включает НДС на контрактную стоимость автомобиля. Оно распространяется на пассажирский Ford Transit, его стоимость составляет 156 млн белорусских рублей. Машину можно купить в лизинг на три года, заплатив авансовый платеж в сумме 46 800 000 рублей. При этом ежемесячные выплаты по договору составят 5 710 000 (включая НДС). Немаловажно сегодня и то, что цена на этот автомобиль еще прошлогодняя, то есть не учитывающая повышения таможенных пошлин.

– А для покупки в лизинг доступна только коммерческая техника?

– Нет, купить в лизинг можно и коммерческий автомобиль, и легковой. Более того, купить автомобиль в лизинг можно даже у физического лица. Главное – соблюсти несколько требований, распространяющихся на все объекты лизинга. Во-первых, в лизинг можно купить основное средство. Во-вторых, объект лизинга должен использоваться для коммерческой деятельности.

– Усложнились ли сегодня взаимоотношения лизинговых компаний с банками?

– Что касается общей тенденции, то доступность кредитных ресурсов по разным причинам для лизинговых компаний снизилась. Причиной может быть изменение кредитной политики банка, изменившиеся показатели самой лизинговой компании. Соответственно, это является препятствием для полноценной работы по новым договорам.

Но для нашей компании проблемы финансирования не существует, мы имеем доступ к ресурсам, которые полностью покрывают наши потребности. В то же время нам поступают предложения сотрудничества от банков, обслуживающих наших крупных клиентов и партнерские финансовые организации.

– Как принятое недавно Постановление Совмина и Нацбанка № 69/1, которым установлены новые процентные ставки при предоставлении банками кредитов для приобретения автомобильных транспортных средств по договорам финансовой аренды (лизинга), повлияет на лизинговый рынок в Беларуси?

– Постановление касается ограниченного круга операторов рынка лизинга, уполномоченных на участие в государственной программе по улучшению условий реализации автомобильных транспортных средств отечественного производства. Это такие компании, как ОАО "Промагролизинг", ЗАО "МАЗконтрактлизинг" – всего 6 лизинговых компаний и три государственных банка. В Постановлении уточнены и расширены некоторые пункты Указа президента Республики Беларусь № 171 от 8 апреля 2004 года. Документ принят для стимулирования продаж автомобильной техники отечественного производства. Меры, предусмотренные в Постановлении, безусловно, сделают более доступной продукцию национального автопрома для белорусских предприятий. Но каких-то коренных изменений на лизинговом рынке, связанных с недавним Постановлением, не предвидится.

– Следует ли сегодня ожидать изменения условий лизинговых покупок в связи с созданием Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана?

– Мгновенных изменений, конечно же, не произойдет. Вряд ли уже в ближайшее время на наш рынок придут какие-то российские или казахстанские лизинговые компании или банки. Кто хотел работать в Беларуси и раньше, имел такую возможность. А говорить о далекой перспективе пока что очень сложно.

– Целесообразно ли, на ваш взгляд, унифицировать условия лизинга на территории всех стран - участниц Таможенного союза?

– В Беларуси сегодня самое совершенное лизинговое законодательство в сравнении с Россией и Украиной. Я не посвящен в нюансы казахстанского законодательства, но если вести речь об унификации, то следует говорить о дальнейшем совершенствовании и необходимости заимствования опыта каких-то стран дальнего зарубежья.

– Каковы перспективы рынка лизинга автотранспорта в Беларуси?

– Прогнозируем спад. Но эта ситуация создает для нас новые возможности: предвидя снижение активности на рынке коммерческих и легковых автомобилей, мы активизируем работу в других сегментах рынка (технологическое оборудование, строительная техника). Очевидно, что спрос на автомобили вернется на прежний уровень. Обновление автомобильного парка – это проблема, которую можно отложить на год, но не на три.

– Как сделать лизинг в Беларуси более привлекательным и популярным?

– Действовать нужно в комплексе. Нужны законодательные изменения, которые могли бы стимулировать повышение активности на рынке лизинга. Нужны также и изменения подходов к лизингу со стороны банков и лизинговых компаний. Мы постоянно занимаемся разъяснительной работой как с потенциальными клиентами, так и с партнерами (например, с автоцентрами), чтобы специалисты там могли грамотно разъяснить все нюансы лизинговых покупок. Всем лизинговым компаниям просто необходимо вести разъяснительную работу через СМИ. Пока неизвестный сегодня лизинг не станет понятным, его будут опасаться.

←Минэнерго Беларуси и МАГАТЭ проведут семинар для руководителей органов госуправления на тему ядерной энергетики

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика