Отключили от доходов
08.02.2010
—
Новости Экономики
Новые условия поставок нефти в Беларусь в сочетании с отечественными схемами поставок готовых нефтепродуктов на внутренний рынок делают бизнес АЗС для негосударственных предприятий убыточным.Несмотря на то, что белорусские власти отрапортовали о достижении договоренностей с Россией об условиях поставки нефти в республику, ситуация на реальном рынке складывается не так гладко.
Беспошлинно ввозимые в Беларусь 6,3 млн. т нефти, может, и покрывают потребности внутреннего рынка, однако, как рассказал корреспонденту "БР" представитель негосударственной компании, владеющей сетью АЗС, цепочка, по которой это топливо доходит до реального потребителя, становится "дорогой смерти" для многих коммерческих негосударственных сетей АЗС.
Он рассказал, что негосударственным топливным сетям запрещено приобретать топливо напрямую у заводов-производителей.
Единственным поставщиком топлива для негосударственных топливных сетей АЗС стало предприятие "Белоруснефть", осуществляющее отпуск топлива в таком количестве, которого негосударственным АЗС хватает на сутки. В том числе из-за того, что в настоящее время российским компаниям, которые имеют в Беларуси сети АЗС, предложено покупать нефтепродукты также у "Белоруснефти", по сути, ставшей монополистом на внутреннем рынке нефтепродуктов.
Что же касается работы через "Белоруснефть", то, как поясняет белорусский владелец заправок, являясь посредником между заводом и негосударственными АЗС, "Белоруснефть" при продаже устанавливает наценку 5-10%. С учетом этой наценки негосударственные сети АЗС попадают в ситуацию, когда доход, который они получают, не покрывает расходы.
Не улучшило финансовую ситуацию и увеличение розничной цены на топливо на 2% в январе, так как это повышение лишь покрыло 2-процентное увеличение ставки НДС.
"Неминуемая убыточность негосударственных предприятий приведет к закрытию многих автозаправочных станций", - прогнозирует эксперт и при этом отмечает, что закрытие предприятий, реализующих топливо через АЗС, повлечет сокращение рабочих мест (более 1,5 тыс. человек только в Минске могут остаться без работы).
К тому же это приводит к монополизации отрасли. Более того, представитель этого бизнеса отмечает: сегодня складывается впечатление, что предпосылки для распродажи белорусских негосударственных заправочных сетей создаются сознательно.
Выходом же из сложившейся ситуации, по мнению эксперта, могло бы стать изменение порядка формирования отпускных цен или их повышение для предотвращения убыточности деятельности. Да и посредничество между заводами-изготовителями и первыми продавцами необходимо ликвидировать, отметил он.
Беспошлинно ввозимые в Беларусь 6,3 млн. т нефти, может, и покрывают потребности внутреннего рынка, однако, как рассказал корреспонденту "БР" представитель негосударственной компании, владеющей сетью АЗС, цепочка, по которой это топливо доходит до реального потребителя, становится "дорогой смерти" для многих коммерческих негосударственных сетей АЗС.
Он рассказал, что негосударственным топливным сетям запрещено приобретать топливо напрямую у заводов-производителей.
Единственным поставщиком топлива для негосударственных топливных сетей АЗС стало предприятие "Белоруснефть", осуществляющее отпуск топлива в таком количестве, которого негосударственным АЗС хватает на сутки. В том числе из-за того, что в настоящее время российским компаниям, которые имеют в Беларуси сети АЗС, предложено покупать нефтепродукты также у "Белоруснефти", по сути, ставшей монополистом на внутреннем рынке нефтепродуктов.
Что же касается работы через "Белоруснефть", то, как поясняет белорусский владелец заправок, являясь посредником между заводом и негосударственными АЗС, "Белоруснефть" при продаже устанавливает наценку 5-10%. С учетом этой наценки негосударственные сети АЗС попадают в ситуацию, когда доход, который они получают, не покрывает расходы.
Не улучшило финансовую ситуацию и увеличение розничной цены на топливо на 2% в январе, так как это повышение лишь покрыло 2-процентное увеличение ставки НДС.
"Неминуемая убыточность негосударственных предприятий приведет к закрытию многих автозаправочных станций", - прогнозирует эксперт и при этом отмечает, что закрытие предприятий, реализующих топливо через АЗС, повлечет сокращение рабочих мест (более 1,5 тыс. человек только в Минске могут остаться без работы).
К тому же это приводит к монополизации отрасли. Более того, представитель этого бизнеса отмечает: сегодня складывается впечатление, что предпосылки для распродажи белорусских негосударственных заправочных сетей создаются сознательно.
Выходом же из сложившейся ситуации, по мнению эксперта, могло бы стать изменение порядка формирования отпускных цен или их повышение для предотвращения убыточности деятельности. Да и посредничество между заводами-изготовителями и первыми продавцами необходимо ликвидировать, отметил он.