Открыть мировой рынок для себя
08.02.2010
—
Новости Экономики
Выйти на мировой рынок заимствований и создать государственный финансовый холдинг Минфин рассчитывает в 2010 году.Источники погашения даже запланированного дефицита еще тоже нужно "освоить". Среди ключевых источников - доходы от приватизации, а также внешние займы.
"Ключевой задачей Минфина в текущем году становится дебютный выход страны на международный рынок капитала, - сказал министр финансов Андрей Харковец на коллегии министерства 4 февраля. - Для нас важно открыть его для себя, чтобы можно было при необходимости оперативно воспользоваться данным инструментом".
Отметим, что намерения по открытию этого рынка для себя Минфин декларирует уже не первый год. Фактически получение кредитного рейтинга Беларусью в середине 2007 года объяснялось в том числе планами по выходу с облигациями на внешние рынки. Тогда активно обсуждалась возможность размещения облигаций в России, однако Минфин посчитал, что условия на российском рынке были не слишком благоприятными.
Сегодня условия по ставкам на российском рынке ничуть не лучше. Что же касается возможности выпуска еврооблигаций, то отметим, что с учетом растущего дефицита бюджетов в странах ЕС заемщиков на этом рынке масса. Так что конкуренция за ресурсы обостряется, и с нашим спекулятивным кредитным рейтингом "дебют" на рынках может оказаться весьма недешевым.
Однако, похоже, цель Минфина состоит не только в том, чтобы выйти на рынок с собственными гособлигациями, но и в том, чтобы подстегнуть предприятия к развитию собственных займов.
"Это серьезный сигнал для развития корпоративных займов на цели привлечения ресурсов для инвестиций в модернизацию экономики", - сказал А. Харковец и посетовал, что "уже полгода мы не можем начать реализацию пилотного проекта по размещению акций белорусских предприятий на зарубежных финансовых рынках, наталкиваясь на глухую стену непонимания Минпрома, "Белнефтехима" и других ведомств".
Впрочем, министр финансов прекрасно знает причину глухого непонимания. По его словам, государственные предприятия пассивны, так как "им по-прежнему выгоднее обращаться за господдержкой".
Но и сам министр не чужд идеи господдержки как таковой. Для поддержки отечественных производителей он предложил создать новую финансовую структуру - мощный государственный холдинг, включив в него компании "Промагролизинг", "Белэксимгарант" и экспортно-импортный банк.
"Это позволило бы максимально эффективно на рыночных условиях продвигать белорусскую продукцию на зарубежные рынки", - считает министр.
Он отметил, что возможностей только ОАО "Промагролизинг", в уставный фонд которого государство уже влило 400 млрд. BYR, недостаточно. А. Харковец пообещал, что в ближайшее время сюда будут сделаны дополнительные вливания, однако, оказывается, компания "не стремится к эффективному использованию своих возможностей, пока даже не определены конкретные лизинговые сделки".
Каким образом создание госхолдинга повысит эффективность "Промагролизинга", да к тому же позволит работать в рыночных условиях, министр не пояснил.
Однако к вопросу об эффективности сразу же примыкает вопрос о контроле за таким финансовым монстром, его статусе и подчинении. Сегодня у нас регулятором банков выступает Нацбанк, регулятором страховых компаний - Минфин, лизинговые компании и вовсе живут без госрегулятора. Так кто же, по замыслу министра финансов, будет регулировать работу холдинга и по каким критериям он будет работать?
"Ключевой задачей Минфина в текущем году становится дебютный выход страны на международный рынок капитала, - сказал министр финансов Андрей Харковец на коллегии министерства 4 февраля. - Для нас важно открыть его для себя, чтобы можно было при необходимости оперативно воспользоваться данным инструментом".
Отметим, что намерения по открытию этого рынка для себя Минфин декларирует уже не первый год. Фактически получение кредитного рейтинга Беларусью в середине 2007 года объяснялось в том числе планами по выходу с облигациями на внешние рынки. Тогда активно обсуждалась возможность размещения облигаций в России, однако Минфин посчитал, что условия на российском рынке были не слишком благоприятными.
Сегодня условия по ставкам на российском рынке ничуть не лучше. Что же касается возможности выпуска еврооблигаций, то отметим, что с учетом растущего дефицита бюджетов в странах ЕС заемщиков на этом рынке масса. Так что конкуренция за ресурсы обостряется, и с нашим спекулятивным кредитным рейтингом "дебют" на рынках может оказаться весьма недешевым.
Однако, похоже, цель Минфина состоит не только в том, чтобы выйти на рынок с собственными гособлигациями, но и в том, чтобы подстегнуть предприятия к развитию собственных займов.
"Это серьезный сигнал для развития корпоративных займов на цели привлечения ресурсов для инвестиций в модернизацию экономики", - сказал А. Харковец и посетовал, что "уже полгода мы не можем начать реализацию пилотного проекта по размещению акций белорусских предприятий на зарубежных финансовых рынках, наталкиваясь на глухую стену непонимания Минпрома, "Белнефтехима" и других ведомств".
Впрочем, министр финансов прекрасно знает причину глухого непонимания. По его словам, государственные предприятия пассивны, так как "им по-прежнему выгоднее обращаться за господдержкой".
Но и сам министр не чужд идеи господдержки как таковой. Для поддержки отечественных производителей он предложил создать новую финансовую структуру - мощный государственный холдинг, включив в него компании "Промагролизинг", "Белэксимгарант" и экспортно-импортный банк.
"Это позволило бы максимально эффективно на рыночных условиях продвигать белорусскую продукцию на зарубежные рынки", - считает министр.
Он отметил, что возможностей только ОАО "Промагролизинг", в уставный фонд которого государство уже влило 400 млрд. BYR, недостаточно. А. Харковец пообещал, что в ближайшее время сюда будут сделаны дополнительные вливания, однако, оказывается, компания "не стремится к эффективному использованию своих возможностей, пока даже не определены конкретные лизинговые сделки".
Каким образом создание госхолдинга повысит эффективность "Промагролизинга", да к тому же позволит работать в рыночных условиях, министр не пояснил.
Однако к вопросу об эффективности сразу же примыкает вопрос о контроле за таким финансовым монстром, его статусе и подчинении. Сегодня у нас регулятором банков выступает Нацбанк, регулятором страховых компаний - Минфин, лизинговые компании и вовсе живут без госрегулятора. Так кто же, по замыслу министра финансов, будет регулировать работу холдинга и по каким критериям он будет работать?