Эксперт: 200 млрд рублей недоборов в бюджет подтолкнут правительство к сокращению расходов
05.02.2010
—
Новости Экономики
По итогам первого же месяца нового года республиканский бюджет Беларуси недобирает 200 млрд рублей. Это еще не катастрофа, но социальной сфере нужно готовиться к худшему, считают эксперты. Чего ждать рядовым белорусам от родного правительства?О провале поступлений в бюджет по НДС, акцизам, доходам от внешнеэкономической деятельности в январе 2010 года на сумму 200 миллиардов рублей сообщил министр финансов Беларуси Андрей Харковец. По словам министра, это «тревожный сигнал, в посткризисный период напряженность в экономике сохраняется».
Правительство само загнало себя в ловушку
Руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук полагает, что белорусское правительство само устроило себе эту западню.
– Правительство оказалось не способным спрогнозировать развитие экономики и бюджетной сферы даже на месяц. Когда в декабре принимали бюджет, все заявляли, что он абсолютно реален. Можно сделать вывод, что правительство не просчитало итоги переговоров с Россией по нефти и не до конца понимало происходящие в стране процессы, – отмечает эксперт «Завтра твоей страны».
Тем не менее экономист Борис Желибо утверждает, что недобор в бюджет 200 млрд рублей -- еще не катастрофа. Правда, с одной оговоркой.
– Итоговые цифры бюджета по доходам и расходам на этот год исчисляются десятками триллионов рублей. Но в расчете на месяц 200 млрд -- это все же немаленькая сумма, – отмечает экономист. – Самое опасное, на мой взгляд, в том, что «недоборы» в бюджет ожидаются и дальше. Спрос на белорусские товары на внутреннем и внешнем рынках оставляет желать лучшего. Существенной статьей пополнения бюджета являются пошлины на экспортируемые из Беларуси нефтепродукты, а в результате действия новых подписанных с Россией соглашений, мы в этом году можем потерять около 2,5 млрд долларов.
Экономист Сергей Чалый обращает внимание на то, что дефицит бюджета в процентах от ВВП был согласован с МВФ
-- Теперь правительству Беларуси придется либо убеждать МВФ в том, что возник форс-мажор, и поэтому появилась «дырка» в налоговых доходах, либо пытаться урезать расходы, -- подчеркивает эксперт.
Государству следует умерить свои аппетиты
Экономист Леонид Злотников называет несколько вариантов выхода из создавшейся ситуации, которыми может воспользоваться белорусское правительство. Например, оставить расходы на том же уровне, но деньги либо занять за рубежом, либо воспользоваться теми золотовалютными резервами, которые есть у страны.
-- Следующий вариант – включить печатный станок, это значит, решить вопрос за счет инфляции. Вроде, все получат деньги, но потом инфляция «снимет» их с населения, и бюджет получит свои доходы, -- говорит эксперт «Завтра твоей страны».
По его словам, можно еще секвестировать бюджет -- то есть, подрезать дальше незащищенные статьи расходов. Кроме того, можно решать проблему путем продажи «фамильного серебра», поскольку за счет приватизации тоже покрываются бюджетные дефициты».
Борис Желибо не исключает, что в такой ситуации правительство вновь обратится за кредитами. Ярослав Романчук, также прогнозирующий дальнейшие недоборы в бюджет, с ним не согласен.
– Уверен, что правительство пойдет на сокращение расходов, а не будет искать новые кредиты. Нам-то и старых не хватает, хотя мы увеличивали их суммы со скоростью опасной для устойчивости и независимости нашей страны, – считает руководитель Центра Мизеса.
Но в таком случае действия правительства вступят в противоречия с планами по социальным направлениям с учетом предвыборного года. И все же Сергей Чалый советует правительству урезать расходы и видит здесь немало резервов. Скажем, очень большой процент налоговых изъятий потом снова перераспределяется в экономику – за счет прибыльных предприятий правительство поддерживает убыточные.
-- Такая система иногда вытягивает экономику, как это получилось в прошлом году, когда львиная доля бюджетных денег была потрачена на инвестиции в основной капитал, в основном, в строительство. И это по итогам года вывело ВВП в небольшой плюс. Но вопрос -- какой ценой, -- говорит экономист.
По его мнению, сокращение налоговых поступлений – вещь объективная, и самому государству нужно думать относительно своих аппетитов, куда тратить средства, потому что именно в этой плоскости лежит проблема эффективности средств.
Как показывает мировой опыт, частник эффективнее тратит те деньги, которые у него не забирает государство, чем оно само перераспределяет их по своим каналам.
Пенсии и зарплаты больше не повысятся?
По мнению Леонида Злотникова, белорусское государство сегодня не готово пойти на урезание социальных расходов.
-- В белорусском бюджете около 60% -- это социальные расходы. Моральной готовности к тому, чтобы их сокращать, у государства нет.
В то же время бывший министр труда Александр Соснов напоминает: как правило, в таких ситуациях урезают расходы на ту сферу, которая получает средства в последнюю очередь – социальную.
– По крайней мере, можно прогнозировать, что пенсии до конца года больше не повысят, – отмечает экс-министр.
Ярослав Романчук добавляет, что можно забыть и о повышении зарплаты.
– Правительство вскоре пойдет на сокращение инвестиционных и инфраструктурных проектов. Пострадает жилищное строительство, долгострои будут заморожены, – прогнозирует также экономист.
Правительство само загнало себя в ловушку
Руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук полагает, что белорусское правительство само устроило себе эту западню.
– Правительство оказалось не способным спрогнозировать развитие экономики и бюджетной сферы даже на месяц. Когда в декабре принимали бюджет, все заявляли, что он абсолютно реален. Можно сделать вывод, что правительство не просчитало итоги переговоров с Россией по нефти и не до конца понимало происходящие в стране процессы, – отмечает эксперт «Завтра твоей страны».
Тем не менее экономист Борис Желибо утверждает, что недобор в бюджет 200 млрд рублей -- еще не катастрофа. Правда, с одной оговоркой.
– Итоговые цифры бюджета по доходам и расходам на этот год исчисляются десятками триллионов рублей. Но в расчете на месяц 200 млрд -- это все же немаленькая сумма, – отмечает экономист. – Самое опасное, на мой взгляд, в том, что «недоборы» в бюджет ожидаются и дальше. Спрос на белорусские товары на внутреннем и внешнем рынках оставляет желать лучшего. Существенной статьей пополнения бюджета являются пошлины на экспортируемые из Беларуси нефтепродукты, а в результате действия новых подписанных с Россией соглашений, мы в этом году можем потерять около 2,5 млрд долларов.
Экономист Сергей Чалый обращает внимание на то, что дефицит бюджета в процентах от ВВП был согласован с МВФ
-- Теперь правительству Беларуси придется либо убеждать МВФ в том, что возник форс-мажор, и поэтому появилась «дырка» в налоговых доходах, либо пытаться урезать расходы, -- подчеркивает эксперт.
Государству следует умерить свои аппетиты
Экономист Леонид Злотников называет несколько вариантов выхода из создавшейся ситуации, которыми может воспользоваться белорусское правительство. Например, оставить расходы на том же уровне, но деньги либо занять за рубежом, либо воспользоваться теми золотовалютными резервами, которые есть у страны.
-- Следующий вариант – включить печатный станок, это значит, решить вопрос за счет инфляции. Вроде, все получат деньги, но потом инфляция «снимет» их с населения, и бюджет получит свои доходы, -- говорит эксперт «Завтра твоей страны».
По его словам, можно еще секвестировать бюджет -- то есть, подрезать дальше незащищенные статьи расходов. Кроме того, можно решать проблему путем продажи «фамильного серебра», поскольку за счет приватизации тоже покрываются бюджетные дефициты».
Борис Желибо не исключает, что в такой ситуации правительство вновь обратится за кредитами. Ярослав Романчук, также прогнозирующий дальнейшие недоборы в бюджет, с ним не согласен.
– Уверен, что правительство пойдет на сокращение расходов, а не будет искать новые кредиты. Нам-то и старых не хватает, хотя мы увеличивали их суммы со скоростью опасной для устойчивости и независимости нашей страны, – считает руководитель Центра Мизеса.
Но в таком случае действия правительства вступят в противоречия с планами по социальным направлениям с учетом предвыборного года. И все же Сергей Чалый советует правительству урезать расходы и видит здесь немало резервов. Скажем, очень большой процент налоговых изъятий потом снова перераспределяется в экономику – за счет прибыльных предприятий правительство поддерживает убыточные.
-- Такая система иногда вытягивает экономику, как это получилось в прошлом году, когда львиная доля бюджетных денег была потрачена на инвестиции в основной капитал, в основном, в строительство. И это по итогам года вывело ВВП в небольшой плюс. Но вопрос -- какой ценой, -- говорит экономист.
По его мнению, сокращение налоговых поступлений – вещь объективная, и самому государству нужно думать относительно своих аппетитов, куда тратить средства, потому что именно в этой плоскости лежит проблема эффективности средств.
Как показывает мировой опыт, частник эффективнее тратит те деньги, которые у него не забирает государство, чем оно само перераспределяет их по своим каналам.
Пенсии и зарплаты больше не повысятся?
По мнению Леонида Злотникова, белорусское государство сегодня не готово пойти на урезание социальных расходов.
-- В белорусском бюджете около 60% -- это социальные расходы. Моральной готовности к тому, чтобы их сокращать, у государства нет.
В то же время бывший министр труда Александр Соснов напоминает: как правило, в таких ситуациях урезают расходы на ту сферу, которая получает средства в последнюю очередь – социальную.
– По крайней мере, можно прогнозировать, что пенсии до конца года больше не повысят, – отмечает экс-министр.
Ярослав Романчук добавляет, что можно забыть и о повышении зарплаты.
– Правительство вскоре пойдет на сокращение инвестиционных и инфраструктурных проектов. Пострадает жилищное строительство, долгострои будут заморожены, – прогнозирует также экономист.