Сменит ли Лукашенко Patek Philippe на «Луч»?

Источник материала:  
Сменит ли Лукашенко Patek Philippe на «Луч»?У Лукашенко, отправившегося в Альпы, и впрямь есть тема для «деловых переговоров» в Швейцарии – зависшая сделка по ОАО "Минский часовой завод".Принять решение по продаже контрольного пакета акций «Луча» швейцарской компании Franck Muller президент обещал до конца прошлого года. Но не принял. Сделка же представлялась многообещающей для всех ее участников – прямых и косвенных. 

В октябре прошлого года президент Лукашенко посетил часовой завод «Луч», где заявил о возможной продаже его контрольного пакета швейцарской компании Franck Muller. Информация о такой сделке просочилась в прессу еще накануне и выглядела очень неоднозначной: контрольный пакет акций ОАО "Минский часовой завод" предлагался швейцарцам всего за 10 млн. долларов. Даже за безнадежно убыточный «Луч» это - очень скромно, если учесть, что в придачу к разваленному производству инвестор получает десятки тысяч квадратных метров дорогой недвижимости в центре Минска. А также - иные преференции.

Подробности сделки
Подробности условий сделки, предусматривающей два этапа, озвучил первый вице-премьер Беларуси В.Семашко.
Первый этап, по его словам, займет около 2-х лет, в ходе которого планируется обеспечить стабильной работой около 700 человек и поставить новое оборудование и технологии. На этом этапе швейцарский инвестор намерен вложить $10 млн и получить 52% акций будущего совместного предприятия, а 48% акций государства - получить в доверительное управление. Кроме того, инвестор хочет получить в аренду все 52 тысячи кв. м площадей предприятия с правом последующего выкупа без проведения конкурса.
На втором этапе предполагается выделить швейцарскому инвестору 23 гектара земли под Минском для создания нового часового завода, так называемой "Часовой деревни", а на площадях нынешнего ОАО "Минский часовой завод" построить офисы, бизнес-центры, торговые площадки, отметил В.Семашко.
На этом этапе "Франк Мюллер" хотел бы иметь 80% акций будущего совместного предприятия. Правительство предлагает предоставить швейцарской компании право в течение 10 лет выкупить еще 28% акций завода по фиксированной цене 30 рублей за акцию.
Условия - вопиюще выгодные. Инициативу правительства еще до визита президента на «Луч» подверг критике его помощник по экономике Сергей Ткачев, высказавший обоснованные сомнения в «Советской Белоруссии».
Тем не менее, 16 октября Александр Лукашенко на «Луч» приехал и в присутствии владельца Franck Muller Вартана Сирмакеса сделал ряд многообещающих заявлений.

Что говорил Лукашенко
Воспроизведем разговор, состоявшийся на заводе у Лукашенко и Сирмакеса.
Лукашенко: «Частник развалил предприятие дальше некуда, пришлось его забирать государству. Но мы не можем потерять эту марку, это предприятие, потому что оно знаковое для страны наравне с такими гигантами, как МАЗ, МТЗ, БелАЗ. Это лицо страны, и для меня главное - сохранить это лицо… чего бы это ни стоило, часовой завод будет восстановлен… На кабальные условия мы не пойдем. Вы должны разговаривать с нами как с партнерами, и если мы договоримся, то создадим все условия, чтобы вы работали в Беларуси. Если вы будете соблюдать наши условия, то вам здесь будет работать не хуже, чем в Швейцарии».
Сирмакес: «…Мы хотим серьезно возродить Луч, создать имидж и двинуть его на международную арену. Уверен, что вы будете гордиться продукцией Луча».
Лукашенко: «Если вы обеспечите в будущем занятость не 700, а 1000 человек, то вы будете моими самыми желанными друзьями… Мы решим все проблемы, вопросы собственности, если вы подойдете по-человечески».
Сирмакес: «Я сделаю часы Луч самого высокого качества. И хочу попросить у вас одолжение, чтобы вы и ваше правительство носили эти часы».
Лукашенко: «Для меня важно носить «белорусское». Я готов носить «Луч», а не какой-нибудь Patek Philippe или что-то другое».
Далее Вартан Сирмакес рассказал о нескольких проектах, которые швейцарская компания готова реализовать совместно с Минским часовым заводом. В планах - создание специальной серии часов к чемпионату мира по хоккею в 2014 году. «Мы хотим сделать ровно 2014 часов для коллекционеров во всем мире», - сказал бизнесмен. Компания также думает над выпуском коллекции часов для женщин под названием «Белоруссия». Как пояснил Вартан Сирмакес, в этом названии заложена игра слов: «белла» на многих языках означает «красивая».
«Договариваемся, что в середине декабря документы будут у меня на столе для принятия решения. Чтобы до конца года, возможно, принять это решение, а со следующего - начать работать», - резюмировал Лукашенко.

Хитрые мотивы инвестора
Очевидно, что швейцарскую компанию Franck Muller, владеющую несколькими довольно известными часовыми брэндами, торговая марка «Луч» совершенно не интересует. Как продукт массовых серий «Луч» не нужен даже на рынке СНГ, как штучный товар для настоящих ценителей - не нужен нигде. Механические ручные часы - даже хорошие - вообще перестают быть товаром массового спроса, функции хронометража у них отбирают те же мобильные телефоны. Часы же сохраняют спрос либо как престижная дорогая вещь, подчеркивающая статус владельца, либо как предмет роскоши, модное украшение. Но, даже одев «Луч» в золотой корпус, усеянный бриллиантами, в престижную и модную вещь его не превратишь - для этого требуются хотя бы 100 лет безупречной репутации или большие деньги на рекламу.
Для поддержания видимости - все же предметом сделки формально является часовое производство - будут собирать небольшое количество часов «Луч», улучшив их качество и дизайн. Первые клиенты уже имеются: Вартан Сирмакес пообещал снабдить новыми часами все белорусское правительство и персонально - президента (для этого случая, видимо, привезут швейцарские механизмы и корпуса, на которые приладят циферблат с надписью «Луч» - подобная «технология», кстати, практикуется и в других белорусских отраслях).
Соответственно ни 700, ни тем более 1000 рабочих-часовщиков инвестору для расширения производства белорусской марки не нужны. Но и балластом они не станут. Сирмакес легко выполнит это «социальное» условие, заняв вполне квалифицированный персонал на производстве каких-нибудь комплектующих для своих швейцарских фабрик (рабочая сила в Беларуси дешевле, чем в Швейцарии), наладит выпуск сопутствующей бижутерии, в лучшем случае - сборку заготовок для других своих торговых марок. Что, кстати, поднимет экспортные показатели СП, столь ценимые белорусскими чиновниками, а для хозяев Franck Muller - рентабельность их бизнеса в Швейцарии.
Итак, по порядку: кто и какие выгоды может получить от сделки?

Что получает Franck Muller
Более 50 тысяч кв. метров офисной площади в центре Минска сначала - в аренду, затем - в собственность по фиксированной цене. Ее рыночная стоимость почти в 10 раз превышает заявленную стоимость контрольного пакета «Луча» (10 млн. долларов). Правда, обещаны дополнительные инвестиции, но взамен щвейцарцы получат и дополнительные преференции.
23 гектара земли под Минском для строительства «часовой деревни». Иначе говоря - производственно-офисного комплекса, куда будут перенесены ныне действующие технологические линии из Минска, открыты новые линии, размещен административный персонал. Что позволит более эффективно задействовать освободившиеся площади в Минске - их можно переоборудовать под сдаваемые в аренду офисы, торгово-развлекательные центры и т.п.
Квалифицированный персонал - «дешевую рабочую силу», что позволит перенести из Швейцарии часть производств и соответственно продолжить сокращения «дорогой рабочей силы» в метрополии.
Использовать уже сложившиеся каналы продвижения на рынки СНГ не только для продукции под маркой «Луч» (ее объемы наверняка сократятся), но и для собственных швейцарских марок.
Получить обещанную поддержку со стороны белорусского государства (пока даже - со стороны президента страны), которая может выразиться в беспроблемном прохождении бюрократических процедур по всем заявленным коммерческим начинаниям. Такая поддержка - очень весомый бонус для любого иностранного инвестора. Тем более для инвестора, практически исчерпавшего «лимит» успешного развития на родине и на европейском рынке, испытывающего в связи с этим серьезные финансовые проблемы.
Последнее по степени важности - приобретение собственно торговой марки «Луч». Какие-то позиции в странах б.СССР она еще сохранила, и при адекватной рекламной поддержке (типа - «белорусский брэнд получил швейцарское содержание») эти позиции сможет какое-то время удерживать. Хотя на данном направлении швейцарцы явно не рассчитывают на сверхприбыли.

Что получает белорусское государство
Просто как факт - сохранение целой отрасли (часовой), находившейся на грани банкротства. Инвестор обещает восстановить производство на Минском часовом заводе, поставить сюда современное оборудование. Инвестор обещает сохранить торговую марку «Луч».
Как громкий факт - приход в отрасль аж швейцарского инвестора, способного оживить объект инвестиций современными технологиями, опытом управления и деньгами.
Как радующий факт - сохранение рабочих мест (и даже, возможно, увеличение их количества). Инвестор обещает довести зарплату на предприятии до средней по Минску.
В сумме эти факты означают избавление государства от серьезной головной боли, которую уже многие годы вызывал часовой завод. И это тоже является приобретением.
Перспективы развития (соответственно дополнительные доходы бюджета) не только часового, но и сопутствующих бизнесов, о чем уже имеются договоренности (офисы, развлечения и т.п.)
Позитивный пример инвестиционного сотрудничества, способный привлечь и другие европейские компании в другие отрасли белорусского производства.

Что получают чиновники
Есть в этой сделке и третья заинтересованная сторона - белорусские чиновники. Что получают они?
В случае успеха - поощрение за решение «проблемного вопроса».
В случае неудачи - «полезный опыт» работы с иностранным инвестором.
В любом случае - материальную выгоду. Без этой выгоды инвестирование по ТАКОЙ схеме вряд ли могло получить столь безоговорочную поддержку задействованных (прямо и косвенно) в данном проекте чиновников. Есть немало примеров, когда иностранные компании с более громкими именами (например, шведская «ИКЕА») и более предсказуемыми проектами такой поддержки не получали.

Состоится ли сделка?
Если швейцарский бизнес Симакеса не обанкротился окончательно (в прошлом году убытки составляли сотни миллионов долларов), то шансы на продажу «Луча» велики. На фоне однозначно плохих экономических новостей января привлечение инвестора из Швейцарии на безнадежно больное предприятие - уже успех. И хороший шанс для Лукашенко «перейти через Альпы» по-суворовски - с какой-никакой, но победой.


←Украина начала расследование против Гомельского химзавода

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика