Топ-5 рисков для инвестора в Беларуси
03.02.2010 09:59
—
Новости Экономики
Правительство Беларуси мечтает об освоении 5,6 млрд. долларов иностранных инвестиций (из которых 2,7 млрд. долларов должны составить прямые иностранные инвестиции). Эти средства нужны, чтобы увеличить ВВП и сбалансировать внешнеторговое сальдо. Но для начала следовало бы улучшить инвестиционный климат. Реальные риски, препятствующие привлечению потенциальных инвестиций в экономику, анализируют эксперты "Завтра твоей страны".
Эксперты скептически оценивают планы правительства. Они единодушны в том, что и внутренних, и внешних инвесторов в Беларуси больше всего отпугивают сложная система ведения бизнеса, административные барьеры и нестабильность законодательства.
- За исключением мелких поправок, в последнее время я не наблюдаю в Беларуси изменений, которые могли бы поспособствовать увеличение притока инвестиций. Так что ожидать вложений средств в экономику страны в больших объемах было бы слишком оптимистично, - отмечает консультант Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского, профессор Свен-Олаф Невиак.
Возможно, белорусское правительство рассчитывает, что иностранные бизнесмены примутся вкладывать деньги в строительство и модернизацию предприятий на территории Беларуси, купившись на то, что Таможенный союз позволяет беспошлинно поставлять продукцию в Россию и Казахстан.
- Создание совместных производств на территории Беларуси открывает европейским бизнесменам колоссальную экономическую площадку от Бреста до Владивостока. Это совсем иной рынок, с условиями иного конкурентного преимущества, - такой аргумент в пользу инвестиций озвучил на Минском форуме заместитель министра экономики Андрей Тур.
Однако продукцию, произведенную в России и Казахстане, тоже можно будет беспошлинно поставлять в Беларусь. И перетянуть инвестора к нам можно лишь в том случае, если инвестиционный климат в стране будет более благоприятным, нежели у партнеров по Таможенному союзу. Пока же по легкости ведения бизнеса, получения и вывода прибыли они опережают нас.
Какие же риски поджидают инвестора в Беларуси?
Риск 1. Отсутствие четких правил
Больше всего пугает желающих вкладывать деньги в белорусскую экономику отсутствие четко установленных правил и волюнтаризм: сегодня бизнес живет по одним правилам - завтра по другим. Да и право собственности пока гарантировано, по сути, на словах, а не на деле. И это тоже является преградой для инвесторов.
Эксперты также отмечают, что либерализация законодательства в вопросах инвестирования не всегда последовательна. Скажем, декрет № 10 "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь" дает инвесторам право вести бизнес, почти как в европейских странах - без излишнего контроля. Но есть в нем такой пункт - "Действие настоящего Декрета не распространяется на инвестиционные договоры, заключенные до вступления в силу этого Декрета".
- Это означает, что инвестор, который придет на белорусский рынок в 2010 году на льготных условиях, станет прямым конкурентом тому, кто начал работать раньше. Значит, крупные компании могут договориться на высшем уровне руководства, а на местах приход на льготных условиях может стать вопросом взятки. Ведь есть текущая стоимость земли, платежей, а по декрету инвестор может освободиться от них. Следовательно, не исключено, что он поделит эту разницу с чиновниками, - считает один из собеседников "Завтра твоей страны".
При этом любой инвестор понимает, что завтра кто-то может получить еще более привлекательные условия и составить конкуренцию уже ему. По мнению экспертов "Завтра твоей страны", следует устанавливать одинаковые правила для всех, а не только для вновь приходящих инвесторов. Причем, акцентировать внимание именно на тех отраслях экономики, где сделать это можно.
Риск 2. Административные барьеры
Декларативно административные барьеры уменьшены, но на деле они остаются.
- Вопрос с регистрацией решается теперь достаточно быстро. А в остальном мало что изменилось, - признает профессор Свен-Олаф Невиак. - Зарегистрировать предприятие в Беларуси можно за два дня, а начать работать едва ли не через год. Или так и не начать.
По мнению консультанта Бизнес союза предпринимателей и нанимателей, приход капитала в страну затруднен формальностями. У инвестора нет уверенности, что он сможет работать с иностранной валютой. Отчетность и бухгалтерский учет намного сложнее и запутаннее, чем, например, в Германии.
Среди препятствий для активизации деятельности иностранных инвесторов эксперты "Завтра твоей страны" называют также доведение до предприятий всех форм собственности прогнозных показателей по темпам роста продукции, ограничение по поставщикам и покупателя, по начислению зарплаты, а также порочную практику, когда госпредприятия работают с частным сектором, расплачиваясь по остаточному принципу.
Риск 3. Система ценообразования
По мнению сопредседателя Республиканской конфедерации предпринимательства Виктора Маргелова, на инвестиционном климате неблагоприятно сказывается и система ценообразования в стране.
- При определении цен мы наблюдаем волюнтаризм, и это отпугивает инвестора как внешнего, так и внутреннего, - считает лидер предпринимателей.
Запредельные штрафы за нарушение порядка регистрации цен и превышение предельных индексов изменения отпускных цен мешают свободному ведению бизнеса.
Риск 4. Серые схемы
В существующей в Беларуси системе хозяйственных отношений изначально заложены серые схемы, отмечают эксперты. Например, рентабельность в строительстве около 8%. можно обеспечить только так. Если прибыль не разрешена, она непременно уйдет "в тень". Вот почему в экономику Беларуси могут инвестировать только крупные компании, и это порождает нездоровую ситуацию с точки зрения получения конкурентных преимуществ.
К тому же, налоговая нагрузка настолько велика, что если вести дела строго в соответствии с законодательством, непременно окажешься в минусе.
Риск 5. Незащищенность инвестора
Среди серьезных проблем, которые мешают привлекать инвестиции, эксперты называют вопрос защиты инвестора. По данным Всемирного банка, приведенным в исследовании "Ведение бизнеса 2010", Беларусь по этому показателю спустилась со 101 места на 109.
- Неадекватность административных санкций за формальные нарушения заметно ухудшает инвестиционный климат, - считает председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин. - За незначительное нарушение можно получить штраф, размер которого в некоторых случаях просто уничтожает бизнес.
Впрочем, как отмечает эксперт, в результате работы делового сообщества с правительством появились конкретные поручения чиновникам провести анализ и внести на рассмотрение президента вопросы сбалансированности административных санкций с характером нарушений.
- Мы ожидаем от правительства серьезного улучшения инвестиционного климата в плане снижения рисков для инвестора попасть под административную ответственность по формальным поводам, - говорит Александр Калинин.
Он признает, что правительство в последнее время стремится учитывать мнение деловых кругов.
- Может, это происходит не так быстро, как хотелось бы, тем не менее, постепенно идет работа, направленная на либерализацию условий для инвестора, - отмечает лидер предпринимателей.
Реальный путь привлечения инвестиций
Среди наиболее привлекательных для инвестиций даже в сложных пока условиях эксперты называют сферу услуг, включая ресторанный и гостиничный бизнес, туризм, частное здравоохранение. А одним из реальных путей привлечения инвестиций в страну они считают продажу предприятий.
В 2010 году Беларусь планирует получить доходы от приватизации в размере 2 трлн. рублей (около 732 млн. долларов). Эти планы демонстрируют, что власти не собираются проводить масштабную программу приватизации.
С точки зрения представителя Германской консультативной группы экономических реформ в Беларуси Роберта Кирхнера, основная причина, по которой блокируется приватизация -- очевидное снижение цен. Власти не хотят продавать госсобственность по ценам "ниже" их стоимости и ожидают "лучших времен". В то же время немецкий эксперт убежден:
- Через приватизацию можно привлечь зарубежный капитал, а поступившие деньги дали бы государству возможность расширить свободу маневра для своих инвестиционных программ.
Эксперты "Завтра твоей страны" настаивают: предприятия следует продавать на пике жизненного цикла их оборудования. В условиях кризиса их стоимость будет несколько меньше, но после кризиса их вообще невозможно будет продать или придется еще более снизить цену. Есть, конечно, опасность рейдерства, но какая разница, по какой причине предприятие станет банкротом - инвестор его обанкротит, заплатив при этом деньги, или оно обанкротится после кризиса само?
Эксперты скептически оценивают планы правительства. Они единодушны в том, что и внутренних, и внешних инвесторов в Беларуси больше всего отпугивают сложная система ведения бизнеса, административные барьеры и нестабильность законодательства.
- За исключением мелких поправок, в последнее время я не наблюдаю в Беларуси изменений, которые могли бы поспособствовать увеличение притока инвестиций. Так что ожидать вложений средств в экономику страны в больших объемах было бы слишком оптимистично, - отмечает консультант Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского, профессор Свен-Олаф Невиак.
Возможно, белорусское правительство рассчитывает, что иностранные бизнесмены примутся вкладывать деньги в строительство и модернизацию предприятий на территории Беларуси, купившись на то, что Таможенный союз позволяет беспошлинно поставлять продукцию в Россию и Казахстан.
- Создание совместных производств на территории Беларуси открывает европейским бизнесменам колоссальную экономическую площадку от Бреста до Владивостока. Это совсем иной рынок, с условиями иного конкурентного преимущества, - такой аргумент в пользу инвестиций озвучил на Минском форуме заместитель министра экономики Андрей Тур.
Однако продукцию, произведенную в России и Казахстане, тоже можно будет беспошлинно поставлять в Беларусь. И перетянуть инвестора к нам можно лишь в том случае, если инвестиционный климат в стране будет более благоприятным, нежели у партнеров по Таможенному союзу. Пока же по легкости ведения бизнеса, получения и вывода прибыли они опережают нас.
Какие же риски поджидают инвестора в Беларуси?
Риск 1. Отсутствие четких правил
Больше всего пугает желающих вкладывать деньги в белорусскую экономику отсутствие четко установленных правил и волюнтаризм: сегодня бизнес живет по одним правилам - завтра по другим. Да и право собственности пока гарантировано, по сути, на словах, а не на деле. И это тоже является преградой для инвесторов.
Эксперты также отмечают, что либерализация законодательства в вопросах инвестирования не всегда последовательна. Скажем, декрет № 10 "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь" дает инвесторам право вести бизнес, почти как в европейских странах - без излишнего контроля. Но есть в нем такой пункт - "Действие настоящего Декрета не распространяется на инвестиционные договоры, заключенные до вступления в силу этого Декрета".
- Это означает, что инвестор, который придет на белорусский рынок в 2010 году на льготных условиях, станет прямым конкурентом тому, кто начал работать раньше. Значит, крупные компании могут договориться на высшем уровне руководства, а на местах приход на льготных условиях может стать вопросом взятки. Ведь есть текущая стоимость земли, платежей, а по декрету инвестор может освободиться от них. Следовательно, не исключено, что он поделит эту разницу с чиновниками, - считает один из собеседников "Завтра твоей страны".
При этом любой инвестор понимает, что завтра кто-то может получить еще более привлекательные условия и составить конкуренцию уже ему. По мнению экспертов "Завтра твоей страны", следует устанавливать одинаковые правила для всех, а не только для вновь приходящих инвесторов. Причем, акцентировать внимание именно на тех отраслях экономики, где сделать это можно.
Риск 2. Административные барьеры
Декларативно административные барьеры уменьшены, но на деле они остаются.
- Вопрос с регистрацией решается теперь достаточно быстро. А в остальном мало что изменилось, - признает профессор Свен-Олаф Невиак. - Зарегистрировать предприятие в Беларуси можно за два дня, а начать работать едва ли не через год. Или так и не начать.
По мнению консультанта Бизнес союза предпринимателей и нанимателей, приход капитала в страну затруднен формальностями. У инвестора нет уверенности, что он сможет работать с иностранной валютой. Отчетность и бухгалтерский учет намного сложнее и запутаннее, чем, например, в Германии.
Среди препятствий для активизации деятельности иностранных инвесторов эксперты "Завтра твоей страны" называют также доведение до предприятий всех форм собственности прогнозных показателей по темпам роста продукции, ограничение по поставщикам и покупателя, по начислению зарплаты, а также порочную практику, когда госпредприятия работают с частным сектором, расплачиваясь по остаточному принципу.
Риск 3. Система ценообразования
По мнению сопредседателя Республиканской конфедерации предпринимательства Виктора Маргелова, на инвестиционном климате неблагоприятно сказывается и система ценообразования в стране.
- При определении цен мы наблюдаем волюнтаризм, и это отпугивает инвестора как внешнего, так и внутреннего, - считает лидер предпринимателей.
Запредельные штрафы за нарушение порядка регистрации цен и превышение предельных индексов изменения отпускных цен мешают свободному ведению бизнеса.
Риск 4. Серые схемы
В существующей в Беларуси системе хозяйственных отношений изначально заложены серые схемы, отмечают эксперты. Например, рентабельность в строительстве около 8%. можно обеспечить только так. Если прибыль не разрешена, она непременно уйдет "в тень". Вот почему в экономику Беларуси могут инвестировать только крупные компании, и это порождает нездоровую ситуацию с точки зрения получения конкурентных преимуществ.
К тому же, налоговая нагрузка настолько велика, что если вести дела строго в соответствии с законодательством, непременно окажешься в минусе.
Риск 5. Незащищенность инвестора
Среди серьезных проблем, которые мешают привлекать инвестиции, эксперты называют вопрос защиты инвестора. По данным Всемирного банка, приведенным в исследовании "Ведение бизнеса 2010", Беларусь по этому показателю спустилась со 101 места на 109.
- Неадекватность административных санкций за формальные нарушения заметно ухудшает инвестиционный климат, - считает председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин. - За незначительное нарушение можно получить штраф, размер которого в некоторых случаях просто уничтожает бизнес.
Впрочем, как отмечает эксперт, в результате работы делового сообщества с правительством появились конкретные поручения чиновникам провести анализ и внести на рассмотрение президента вопросы сбалансированности административных санкций с характером нарушений.
- Мы ожидаем от правительства серьезного улучшения инвестиционного климата в плане снижения рисков для инвестора попасть под административную ответственность по формальным поводам, - говорит Александр Калинин.
Он признает, что правительство в последнее время стремится учитывать мнение деловых кругов.
- Может, это происходит не так быстро, как хотелось бы, тем не менее, постепенно идет работа, направленная на либерализацию условий для инвестора, - отмечает лидер предпринимателей.
Реальный путь привлечения инвестиций
Среди наиболее привлекательных для инвестиций даже в сложных пока условиях эксперты называют сферу услуг, включая ресторанный и гостиничный бизнес, туризм, частное здравоохранение. А одним из реальных путей привлечения инвестиций в страну они считают продажу предприятий.
В 2010 году Беларусь планирует получить доходы от приватизации в размере 2 трлн. рублей (около 732 млн. долларов). Эти планы демонстрируют, что власти не собираются проводить масштабную программу приватизации.
С точки зрения представителя Германской консультативной группы экономических реформ в Беларуси Роберта Кирхнера, основная причина, по которой блокируется приватизация -- очевидное снижение цен. Власти не хотят продавать госсобственность по ценам "ниже" их стоимости и ожидают "лучших времен". В то же время немецкий эксперт убежден:
- Через приватизацию можно привлечь зарубежный капитал, а поступившие деньги дали бы государству возможность расширить свободу маневра для своих инвестиционных программ.
Эксперты "Завтра твоей страны" настаивают: предприятия следует продавать на пике жизненного цикла их оборудования. В условиях кризиса их стоимость будет несколько меньше, но после кризиса их вообще невозможно будет продать или придется еще более снизить цену. Есть, конечно, опасность рейдерства, но какая разница, по какой причине предприятие станет банкротом - инвестор его обанкротит, заплатив при этом деньги, или оно обанкротится после кризиса само?