"Нефтянке" нужны стимулы
Новые условия импорта российской нефти потребуют принципиальной корректировки сложившихся правил работы в нефтяной отрасли.
Золотые времена белорусской "нефтянки" остались в прошлом. Предложенные Москвой условия поставок нефти в 2010 году гораздо жестче прежних, позволявших хорошо себя чувствовать бюджету и относительно неплохо - нефтепереработчикам.
Правительству придется выбирать: директивная загрузка заводов в целях выполнения нужных показателей или же эффективная переработка при очевидном их провале.
Думается, что при всем административном рвении обеспечить прошлогодние объемы переработки отечественным НПЗ (отметим, что "Нафтан" в прошлом году переработал 10,7 млн. т нефти, а Мозырский НПЗ - 10,95 млн. т) не удастся.
Дело в том, что около половины объемов нефтепереработки обеспечивали российские компании-давальцы, а создать для них условия, которые были бы не хуже прошлогодних, практически невозможно. Кто это профинансурует?
Так что белорусскому правительству придется подумать о приоритетах отечественной "нефтянки" и о создании новых условий для сохранения эффективности нефтепереработки.
До этого времени правила работы на нефтяном рынке Беларуси регулировались исключительно административным путем. Финансовое здоровье нефтепереработчиков правительство поправляло с помощью механизма госсубсидий. Если у нефтяников получался большой "плюс", то в следующем месяце госсубсидии урезали. В результате стимулов работать более эффективно и прибыльно у НПЗ фактически не было. Действовал принцип: сработаешь лучше - больше отнимут.
В новых условиях нужны рыночные рычаги, чтобы стимулировать НПЗ на поиск эффективных схем переработки и снижение издержек.
Очевидно, что в новых условиях НПЗ постараются минимизировать объем импорта нефти со 100-процентной пошлиной. Что касается беспошлинной нефти, то, как предполагается, правительство разделит квоту между двумя НПЗ. Отметим, что ежемесячно белорусская сторона может беспошлинно закупать примерно 570 тыс. т российской нефти.
А дальше нефтяники должны думать над тем, как повысить эффективность нефтепереработки.
К примеру, технологические возможности Мозырского НПЗ позволяют перерабатывать мазут в объеме 700 тыс. т в год на комплексе каталитического крекинга и получать светлые нефтепродукты, которые стоят дороже на мировом рынке. Закупать это сырье можно в Казахстане. Мониторинг показал, что в январе Казахстан поставлял мазут на экспорт с пошлиной 45 USD/т, в то время как РФ экспортировала его с пошлиной 103 USD/т.
Предложить новые правила должно и правительство. Три года назад по соглашению с Россией оно унифицировало экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты с российскими. Теперь для поддержания эффективности нефтепереработки придется пошлину обнулить. На минувшей неделе с этим согласился первый вице-премьер Владимир Семашко. Это обязательное условие, чтобы сохранить привлекательность отечественной нефтепереработки и возможности для техперевооружения НПЗ.
"Вторая задача - чтобы бюджет Беларуси наполнялся поступлениями от нефтепереработки. А на то, как отрегулировать эти взаимоотношения между бюджетом и заводами, - есть соответствующие расчеты", - заявил В. Семашко.
Для этого правительству действительно придется постараться. А значит - убрать дисбаланс. Нужно, чтобы прибыльными были продажи на внешний и внутренний рынки (до сих пор внутренние продажи были убыточными, убытки покрывались за счет экспорта).
Очевидно, придется снижать налоговый пресс в себестоимости горючего. Альтернативой такому шагу могло бы стать повышение цен на горючее. Но этого правительство в предвыборной ситуации постарается избежать, если, конечно, получится.
По оценкам специалистов, общий объем загрузки каждого НПЗ в 2010 году может снизиться примерно на 3 млн. т. От этого не уйти - кто будет финансировать неэффективную "нефтянку"?
Трудно поверить, что еще не так давно белорусские НПЗ перерабатывали нефти почти в 2 раза меньше. К примеру, в 2001 году Мозырский НПЗ переработал 6,3 млн. т (тогда это был рекорд за предыдущие 7 лет), а "Нафтан" - 7,2 млн. т нефти.
За последние годы Беларусь привыкла к солидным нефтяным дивидендам по всем каналам: не только от экспорта нефтепродуктов, но и от продажи собственной нефти. Теперь всю отечественную нефть, скорее всего, придется перерабатывать на своих НПЗ.
Очевидно одно: в новых условиях регулировать нефтяной рынок правительство должно с помощью экономических, а не административных рычагов. Однако есть опасение, что в ситуации имеющихся бюджетных проблем оно будет сдерживать принятие многих нужных решений.
В. Семашко в своем выступлении на заседании Гомельского облисполкома 28 ноября уже поставил перед белорусскими НПЗ новую задачу: создавать собственную сеть АЗС за рубежом, для начала в приграничных областях России и Украины. Это, по его словам, позволило бы на 20-30% увеличить выручку от продажи нефтепродуктов.
Сделать это куратор белорусского ТЭКа предложил с помощью китайских кредитов. "Возьмите 200-300 млн. USD кредитных денег. Там очень выгодные условия, с отсрочкой первого платежа", - сказал он.
Однако вице-премьер упустил из виду, что логистикой экспорта нефтепродуктов в стране сейчас занимаются не НПЗ, а Белорусская нефтяная компания, и такие задачи нужно ставить перед ней. Но прежде чем заявлять о таких амбициозных задачах, нужно создать условия для эффективной переработки в своей стране, чтобы было что экспортировать.
Однако В. Семашко уверен, что новые условия поставок российской нефти не повлияют на планы по модернизации белорусских НПЗ.
"Это постулат номер один - ни в коем случае не снижать темпы реконструкции", - подчеркнул он. По его словам, в ближайшее время необходимо будет решить, как перераспределить между бюджетом и предприятиями средства от реализации нефтепродуктов. Нужно, чтобы "заводы могли работать рентабельно и брать кредиты на модернизацию под эту рентабельность", - сказал В. Семашко.
Это еще раз подтверждает, что уходить от жесткого госрегулирования нефтяного рынка правительство не собирается.
Кстати, касаясь темы участия российских компаний в приватизации ОАО "Нафтан", В. Семашко отметил, что во время январских переговоров по условиям поставок нефти в Беларусь этот вопрос не обсуждался. Ранее о готовности стать акционерами предприятия заявляли НК "Роснефть" и "ЛУКОЙЛ". Однако в последнее время "российская сторона охладела в своих предложениях". "Но, если они захотят, мы не закрываем эту книгу", - заявил В. Семашко.
По его словам, до конца февраля 2010 года должна быть подготовлена программа расширения сотрудничества между двумя странами в топливно-энергетической сфере. Один из пунктов этого документа предполагает приход российского инвестора на "Нафтан". "Естественно, не на их условиях, а на наших, потому что белорусы - хозяева этой собственности", - подчеркнул В. Семашко.
Справка "БР"
Правила игры на нефтяном рынке Беларуси менялась неоднократно.
К примеру, в 1993 году в Беларуси наблюдался бум нефтяных компаний. Множество мелких и средних фирм вырастали как грибы и так же быстро исчезали. К началу 1996 года российское правительство отменило вывозные пошлины, ввело акциз на нефть, а затем и предоплату на нее в случае экспорта сырой нефти, что лишило Беларусь привлекательности на рынке нефти.
В 1998 году концерн "Белнефтехим" перешел от закупок нефтепродуктов к закупкам нефти и стал крупнейшим поставщиком нефтяного и углеводородного сырья на белорусские НПЗ.
В 1998 году поставка давальческой нефти на белорусский рынок упала до критической отметки. Наличие хронической задолженности и отсутствие перспектив ее погашения стали одной из причин ухода нерезидентов с белорусского рынка. В связи с этим концерн "Белнефтехим" подготовил соответствующее решение о погашении накопившейся у них задолженности, что сняло проблемы.
В 2004 году Беларусь по настоянию РФ вводит экспортную пошлину на нефтепродукты. В Минске справедливо опасались, что объем нефтепереработки на белорусских НПЗ "сожмется" до уровня внутреннего спроса, - то есть до 6 млн. т. По сути, это означало бы, что Беларусь должна была закрыть один из своих нефтеперерабатывающих заводов.
Однако белорусская сторона оперативно приняла решение, позволившее поставщикам нефти одинаково выгодно поставлять сырье как на российские НПЗ, так и на белорусские заводы (при условии, что 60% нефтепродуктов российским нефтетрейдерам будет разрешено экспортировать из Беларуси).
В 2007 году после подписания трехлетнего соглашения с РФ о поставках нефти в Беларусь правительству понадобилось несколько месяцев для того, чтобы создать правила работы на нефтяном рынке, которые позволили обеспечить 100-процентную загрузку сырьем отечественных НПЗ.