Пивные «резервации» не помогут пивоварам
Белорусская милиция решила помочь отечественным пивоварам. «Мы будем выходить с предложением, чтобы возле каждого магазина было создано специальное место для употребления пива», — заявил на пресс-конференции 26 января первый заместитель начальника главного управления охраны общественного порядка и профилактики - начальник управления правопорядка МВД Беларуси Александр Барсуков.
Такая инициатива связана с введением с 23 февраля административной ответственности за распитие пива в общественных местах, кроме мест, специально для этого предназначенных. Видимо, в МВД или еще выше осознали, какими последствиями для пивоваренной отрасли обернется этот запрет.
В 2009 году объемы производства пива по сравнению с 2008 годом упали на 4,6%. Объемы продаж пива в физическом выражении через все каналы реализации хоть и выросли на 6,3%, но, как отмечают пивовары, в стоимостном выражении продажи также упали. На 1 января текущего года запасы готовой продукции выросли до 47 млрд. рублей.
Пивоваренные компании рассчитывают, что в текущем году рынок как минимум не упадет к уровню прошлого года. «Но мне кажется, это довольно оптимистичный прогноз», - заявил «Белорусским новостям» руководитель сектора пивоваренной отрасли концерна «Белгоспищепром» Евгений Марьюшич.
Введение административной ответственности за распитие пива в общественных местах негативно скажется на продажах: «Представители пивоваренных компаний не могут точно назвать данные об объемах реализации пива за счет так называемых импульсных покупок. В то же время они отмечают, что объемы продаж пива в торговых точках на улице с улучшением погоды увеличивается практически в три раза».
Он напомнил, что после введения запрета на реализацию пива в объектах мелкорозничной торговли (киосках) объемы реализации пива несколько сократились. Определенные потери ожидают игроков рынка и после введения административной ответственности за распитие пива в общественных местах.
Создание специальных мест для употребления пива вблизи магазинов как возможный компенсационный механизм, по словам Марьюшича, «уже не новая инициатива. Мы неоднократно выдвигали это предложение, как только возникла проблема реализации пива через киоски. Однако реализация этих намерений усложнена наличием определенных административных процедур».
Как отметил представитель «Белгоспищепрома», необходимо согласовывать установку торговой палатки, а также ассортимент реализуемой в ней продукции, в частности, пива: «Как правило, согласование реализации безалкогольной продукции проходит без вопросов. С пивом дела обстоят сложнее».
Инициаторы введения административной ответственности за распитие пива в общественных местах - а это, в первую очередь, МВД и Минздрав - помимо глубокой заботы о здоровье нации также, по-видимому, преследовали цель приучить любителей пива наслаждаться этим напитком исключительно в специальных для этого местах. Так сказать, чтобы не портили внешний вид городов и заодно развивали культуру потребления пива.
Пивовары отчасти с этим согласны. К примеру, еще в прошлом году генеральный директор ОАО «Криница» Григорий Петкевич заявил о намерении создать в Минске сеть пивных баров предприятия. По его мнению, это будет способствовать развитию культуры потребления пива.
Однако, как заметил гендиректор ОАО «Пивзавод Оливария» Михаил Чеченев, «наш бизнес - это, прежде всего, производство пива. И было бы сверхоптимистично заявить, что мы, например, построим рестораны и тем самым компенсируем ожидаемые потери».
Говоря о планах по реализации пива с учетом введения административной ответственности, Чеченев отметил, что «предприятия нацелено на летнюю программу. Совместными усилиями с нашими клиентами, регулярными заказчиками будем пытаться решать проблему реализации, также намерены вкладывать значительные средства в приобретение временных конструкций, возведение летних кафе».
Пока сложно сказать, смогут ли пивовары эффективно перестроиться в новых условиях работы на рынке, и ожидает ли их падение прибыли. Несмотря на прошлый, также непростой год, некоторые пивовары, наоборот, сумели увеличить прибыли почти вдвое. Например, ОАО «Пивзавод Оливария» заработала прибыль в 1,9 раза больше (12,5 млрд. против 6,3 млрд.), ОАО «Лидское пиво» - в 1,7 раза (21,8 млрд. рублей против 12,9 млрд. годом ранее).