Малый бизнес предлагает сделать Комитет госконтроля антимонопольным органом
23.01.2010
—
Новости Экономики
РОО «Перспектива» предложило президенту передать функции антимонопольного органа специально созданному департаменту при Комитете государственного контроля. По мнению председателя «Перспективы» Анатолия Шумченко, это необходимо для сохранения малого бизнеса как такового.
Бизнес-сообщество давно пытается обуздать монополистов, на которых, по мнению представителей деловой среды, до сих пор нет управы. Власти прислушались к неоднократным просьбам бизнеса, результатом чего стал указ президента № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции», увидевший свет в октябре прошлого года.
В Министерстве экономики рассчитывают, что указ, который вступил в силу на прошлой неделе, создаст более благоприятные условия для свободной конкуренции. Однако еще ранее бизнес-сообщество заявило, что документ решает проблему монополии лишь поверхностно.
«В связи с либерализацией относительно ценообразования проблема влияния монополии на условия конкуренции выходит на первый план. Однако президентский указ лишь поверхностно решает проблему монополизма. Требуемых изменений мы не ждем», — говорит глава Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов.
Этой же позиции придерживается и А.Шумченко. На его взгляд, «расширение прав антимонопольного органа, предусмотренное в указе, и его направленность на обеспечение условий для развития добросовестной конкуренции не возымеет необходимого эффекта из-за ограниченных возможностей и зависимого положения самого антимонопольного органа».
Отдел антимонопольного регулирования при Министерстве экономики, по мнению Шумченко, неэффективен и неспособен обеспечить предпринимателям и малым субъектам хозяйствования равных условий ведения бизнеса с крупными конкурентами.
«Создание департамента при силовом блоке позволит более оперативно и объективно решать вопросы по укреплению конкуренции на отечественном рынке», — убежден председатель РОО «Перспектива».
Он напомнил, что в Беларуси было сохранено и модернизировано большинство крупных производств, работающих со времен Советского Союза. «По оценке таких международных организаций, как Европейский банк реконструкции и развития, доля крупного, в том числе и государственного, бизнеса в формировании ВВП составляет порядка 70%».
Из-за этого в экономике Беларуси, как считает Шумченко, «выстраивается иная политика антимонопольного регулирования, чем в большинстве стран Запада и стран СНГ. Связи, которые сохранились между подведомственными министерствам и ведомствам, концернами и предприятиями, а также доводимые им плановые задания определяют высокую степень сплоченности и согласованности в лоббировании ими своих интересов».
Результатом этого, в частности, являются административные ограничения хозяйствования малых предпринимательских структур. Так, Министерство торговли, как напомнил Шумченко, инициировало введение запрета на розничную продажу вне магазинов, павильонов с торговым залом и торговых центров одежды из натурального меха и бытовой техники. «Введение запрета привело к снижению числа торгующих данными видами товаров в 5 раз».
В Минске, якобы в интересах внешнего облика города, на остановочных пунктах общественного транспорта были ликвидированы объекты мелкорозничной торговой сети. Однако, как считает Шумченко, истинной причиной давления торгового лобби является неспособность к честной конкуренции с киосками предпринимателей. Снос киосков, как ожидается, в ближайшем будущем может произойти и в крупных областных городах.
«Государственное регулирование сферы розничной торговли на всех уровнях оборачивается произволом по отношению к субъектам мелкорозничной торговли. Весь прошлый год мы боролись с вытеснением с товарных рынков индивидуальных предпринимателей и ликвидацией бизнеса. Эта тенденция в этом году, по всей видимости, сохранится и, возможно, усилится по причине прихода на рынок крупных игроков», — заявил Шумченко.
По его мнению, только благодаря эффективной работе антимонопольного органа возможно сохранение малого бизнеса как такового: «Иначе он будет уничтожен».
Произвол в отношении предпринимателей, между тем, отражается на их общем экономическом вкладе в экономику того или иного региона, да и на привлекательности самого региона для бизнеса. РОО «Перспектива» в рамках конкурса «Лучший регион Беларуси для ведения бизнеса индивидуальными предпринимателями в 2009 году» обработала информацию о деятельности ИП за 9 месяцев прошлого года. По предварительным данным, в числе аутсайдеров оказался Минск.
«Столица, которая должна идти в фаворитах, почти по всем показателям, в частности, по количеству ИП в расчете на 1000 человек экономически активного населения, по доле ИП занимает последнее место. Вот это пример того, как у нас поддерживается малый бизнес», — отметил Шумченко.
Бизнес-сообщество давно пытается обуздать монополистов, на которых, по мнению представителей деловой среды, до сих пор нет управы. Власти прислушались к неоднократным просьбам бизнеса, результатом чего стал указ президента № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции», увидевший свет в октябре прошлого года.
В Министерстве экономики рассчитывают, что указ, который вступил в силу на прошлой неделе, создаст более благоприятные условия для свободной конкуренции. Однако еще ранее бизнес-сообщество заявило, что документ решает проблему монополии лишь поверхностно.
«В связи с либерализацией относительно ценообразования проблема влияния монополии на условия конкуренции выходит на первый план. Однако президентский указ лишь поверхностно решает проблему монополизма. Требуемых изменений мы не ждем», — говорит глава Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов.
Этой же позиции придерживается и А.Шумченко. На его взгляд, «расширение прав антимонопольного органа, предусмотренное в указе, и его направленность на обеспечение условий для развития добросовестной конкуренции не возымеет необходимого эффекта из-за ограниченных возможностей и зависимого положения самого антимонопольного органа».
Отдел антимонопольного регулирования при Министерстве экономики, по мнению Шумченко, неэффективен и неспособен обеспечить предпринимателям и малым субъектам хозяйствования равных условий ведения бизнеса с крупными конкурентами.
«Создание департамента при силовом блоке позволит более оперативно и объективно решать вопросы по укреплению конкуренции на отечественном рынке», — убежден председатель РОО «Перспектива».
Он напомнил, что в Беларуси было сохранено и модернизировано большинство крупных производств, работающих со времен Советского Союза. «По оценке таких международных организаций, как Европейский банк реконструкции и развития, доля крупного, в том числе и государственного, бизнеса в формировании ВВП составляет порядка 70%».
Из-за этого в экономике Беларуси, как считает Шумченко, «выстраивается иная политика антимонопольного регулирования, чем в большинстве стран Запада и стран СНГ. Связи, которые сохранились между подведомственными министерствам и ведомствам, концернами и предприятиями, а также доводимые им плановые задания определяют высокую степень сплоченности и согласованности в лоббировании ими своих интересов».
Результатом этого, в частности, являются административные ограничения хозяйствования малых предпринимательских структур. Так, Министерство торговли, как напомнил Шумченко, инициировало введение запрета на розничную продажу вне магазинов, павильонов с торговым залом и торговых центров одежды из натурального меха и бытовой техники. «Введение запрета привело к снижению числа торгующих данными видами товаров в 5 раз».
В Минске, якобы в интересах внешнего облика города, на остановочных пунктах общественного транспорта были ликвидированы объекты мелкорозничной торговой сети. Однако, как считает Шумченко, истинной причиной давления торгового лобби является неспособность к честной конкуренции с киосками предпринимателей. Снос киосков, как ожидается, в ближайшем будущем может произойти и в крупных областных городах.
«Государственное регулирование сферы розничной торговли на всех уровнях оборачивается произволом по отношению к субъектам мелкорозничной торговли. Весь прошлый год мы боролись с вытеснением с товарных рынков индивидуальных предпринимателей и ликвидацией бизнеса. Эта тенденция в этом году, по всей видимости, сохранится и, возможно, усилится по причине прихода на рынок крупных игроков», — заявил Шумченко.
По его мнению, только благодаря эффективной работе антимонопольного органа возможно сохранение малого бизнеса как такового: «Иначе он будет уничтожен».
Произвол в отношении предпринимателей, между тем, отражается на их общем экономическом вкладе в экономику того или иного региона, да и на привлекательности самого региона для бизнеса. РОО «Перспектива» в рамках конкурса «Лучший регион Беларуси для ведения бизнеса индивидуальными предпринимателями в 2009 году» обработала информацию о деятельности ИП за 9 месяцев прошлого года. По предварительным данным, в числе аутсайдеров оказался Минск.
«Столица, которая должна идти в фаворитах, почти по всем показателям, в частности, по количеству ИП в расчете на 1000 человек экономически активного населения, по доле ИП занимает последнее место. Вот это пример того, как у нас поддерживается малый бизнес», — отметил Шумченко.