МВФ советует Беларуси извлечь опыт из китайских реформ
18.01.2010 16:31
—
Новости Экономики
МВФ уже неоднократно призывал власти Беларуси сосредоточиться на структурных преобразованиях в экономике. Некоторые пожелания были реализованы в ходе выполнения стабилизационной программы "стэнд-бай". Однако эти действия скорее носили косметический характер. Руководство Беларуси при этом упорно подчеркивало, что не намерено проводить реформы быстрыми темпами. "Учитывая выраженное властями предпочтение постепенному подходу к реформам, полезные уроки можно извлечь из опыта экономических реформ Китая. Исследование показателей роста в Китае показывает, что, хотя китайская экономика характеризовалась низким ростом производительности в эпоху централизованного планирования, производительность стала значительным источником роста после проведения экономической реформы в 1978 году", говорится в докладе МВФ. Вклад роста производительности в рост объема производства в период реформ 1979-1994 годов составлял 42%, аналогично вкладу капитала.
В этот период произошло "перераспределение трудовых ресурсов от традиционного сельского хозяйства к видам деятельности с более высокой добавленной стоимостью, таким как обрабатывающая промышленность". Вместе с тем возросла роль частного сектора, который с одной стороны сталкивался с жесткими бюджетными ограничениями, но в то же время имел сильные стимулы к получению прибыли". Политика открытых дверей Китая и "специальные экономические зоны" помогли привлечь крупномасштабные прямые иностранные инвестиции. А рост экспорта имел "сильную положительную корреляцию с ростом производительности во внутренних отраслях".
В преломлении на Беларусь МВФ сфокусировал свое внимание на следующих факторах. Это отказ от централизованного планирования, увеличение доли негосударственного сектора в производстве и создании рабочих мест, а также реализация прозрачной программы приватизации.
Эксперты МВФ считают, что государственное вмешательство должно будет уступить место рыночным механизмам в большинстве областей. Во-первых, "контроль за ценами следует сократить до минимума, с тем чтобы ценовой механизм мог помогать корректировать излишки и дефициты в экономике". "Необходимо развивать рынок труда и ослабить контроль над заработной платой, с тем чтобы наиболее динамичный фактор производства мог перетекать в те области, где он является наиболее эффективным. Для достижения этого следует отменить целевые показатели численности занятых для отдельных предприятий, и руководители предприятий должны иметь возможность устанавливать заработную плату по своему усмотрению таким образом, который обеспечивает стимулы к повышению производительности труда", говорится в докладе.
Другой момент – это отказ от целевых показателей. Мол, когда структура экономики была простой, то планирование в некоторой степени себя оправдывало. Однако "по мере того как экономика Беларуси становится более сложной, будет все труднее управлять ею посредством централизованного планирования. В новых условиях, когда беспрепятственный доступ к рынку уже не гарантируется, установление целевых показателей на макроэкономическом уровне и на уровне предприятий будет затруднять ответную реакцию предприятий на постоянно меняющуюся конъюнктуру рынка и снижать стимулы к повышению прибыльности, что будет приводить к накоплению товарно-материальных запасов и непроизводительной растрате ресурсов".
Спланированная и прозрачная программа приватизации, открытая для иностранных инвесторов, помогла бы принести весьма необходимый капитал, технологии и навыки управления. Кроме того, иностранные инвестиции могут способствовать диверсификации производственной базы и внешнего рынка Беларуси, а также распространению современных методов ведения бизнеса на остальную экономику. Вместе с тем "опыт других стран также подчеркивает значение создания системы социальной защиты и средств переподготовки (иногда с использованием поступлений от приватизации) для облегчения социальных последствий временного роста безработицы и подготовки рабочей силы для новых рабочих мест", говорится в докладе.
Упомянута также и белорусская банковская система, которая, как многие эксперты отмечали, наилучшим образом соответствует международным стандартам. Эксперты Фонда рекомендуют позволить банкирам "принимать решения, исходя из прибыльности и рисков, сопряженных с проектами". "Ориентированное на рынок распределение кредита будет способствовать повышению производительности, тогда как государственная интервенция в форме целевого или субсидированного кредитования будет создавать искажения, вытесняя кредитование частного сектора, повышая уязвимость банковской системы и потенциально налагая тяжелое бремя на госбюджет", говорится в докладе.
Белорусско-китайское сотрудничество
На данном этапе взаимоотношения между странами имеют устойчивый успех на политической ниве, реализуется ряд проектов в образовательной и культурной сферах. К примеру, в 2008/2009 учебном году в белорусских учреждениях образования обучалось более 1,7 тыс. граждан Китая.
Однако в экономике больше деклараций о намерениях. Хотя уже в 2008 году товарооборот между странами достиг 2,2 млрд долларов, увеличившись за 3 года в 2 раза. Однако по итогам 11 месяцев 2009 года объем экспорта в Китай составил 154,8 млн долларов (на 70,4% меньше), импорта - 960 млн (на 25%). Падение экспорта в первую очередь обусловлено имевшейся неопределенностью с поставками калийных удобрений. Ограничения на импорт, которые ввела Беларусь в условия кризиса, снизили поставки оборудования и комплектующих для экспортоориентированных производств Беларуси, а также ряда потребительских товаров.
Вместе с тем Беларусь рассматривает Китай, как один из источников привлечения финансовых ресурсов. Неслучайно недавно китайский юань был включен в резервные активы Беларуси. Однако, к примеру, до сих пор так и не заработал белорусско-китайский "своп". Общий объем обмена национальными валютами составляет в эквиваленте почти 3 млрд долларов.
Вместе с тем уже были привлечены китайские кредиты для модернизации минских ТЭЦ-5 и ТЭЦ-2, белорусских цементных заводов. В Минске создано совместное предприятие по производству бытовой техники "Горизонт-Мидея". Беларусь реализует в Китае проекты по созданию совместных предприятий по выпуску большегрузной техники.
На днях были задекларированы еще более грандиозные намерения в сфере белорусско-китайского сотрудничества. По словам первых лиц белорусского правительства, Китай готов предоставить Беларуси кредит в размере 5,7 млрд долларов. Китайской стороной предварительно акцептованы 14 проектов, из них 3 в транспортной сфере, 8 - в области энергетики, 2 - в сфере телекоммуникаций и 1 - по строительству комплекса к чемпионату мира по хоккею 2014 года. По словам вице-премьера Андрея Кобякова, "скорость привлечения этих ресурсов зависит только от расторопности заемщиков и готовности проектов".