Владимир Карягин: Власти начинают прислушиваться к бизнес-сообществу

Источник материала:  
15.01.2010 11:49 — Новости Экономики
2009 год в Беларуси прошел под знаком либерализации. О том, действительно ли принимаемые государством шаги дали ожидаемый эффект, удалось ли наладить диалог Владимир Карягин: Власти начинают прислушиваться к бизнес-сообществубизнеса и власти, а также о том, что еще предстоит сделать в текущем году для решения вопросов либерализации различных сфер нашей жизни, в студии TUT.BY рассказал Владимир Карягин, председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей.

С каким настроением бизнес-сообщество восприняло программу о 52 шагах либерализации экономики год назад? Как вы оцениваете ход ее выполнения на сегодняшний день?


Эту программу мы встретили с радостью: до этого на протяжении двух лет мы формулировали эти же принципы либерализации экономики в национальной платформе бизнеса Беларуси. 36 вопросов из 52 в основных направлениях либерализации взяты из текста "Национальная платформа бизнеса-2008". Мы это восприняли как ответ на призыв делового сообщества развязать нам руки и в эпоху разрастания кризисных явлений дать нам возможность работать более плодотворно.

С другой стороны, вошли не все вопросы из предложенных нами. В нашей "Национальной платформе-2009" было 150 конкретных вопросов. Мы изучили практику разных стран и выяснили, что даже в Нигерии все ассоциации и союзы еще десять лет назад четко сформулировали то, что они хотят от власти, и готовы к активной работе.

Мы пошли по этому же пути. Для нас был более приемлем опыт США, Румынии, России, Украины, а сегодня мы уже являемся экспертами по созданию национальных платформ бизнеса Казахстана, Молдовы, Афганистана и иракской провинции Курдистан, которые теперь уже изучают наш опыт.

Многие удивлены, но действительно власть восприняла многие вопросы, полученные от бизнеса. В течение года в 16 рабочих площадок различного уровня были приглашены представители бизнес-сообщества.

Еще год назад предприниматели жаловались на то, что остаются без ответов все обращения правительства. Получается ли диалог с властью сейчас?

Диалог с властью есть - я могу это твердо заявлять. Конечно, он проходит с переменным успехом. Например, одним из пунктов программы либерализации были изменения ситуации в арендных отношениях. Вышел указ президента, но наши предложения, сконцентрированные Советом по предпринимательству Беларуси, не были полноценно приняты - целый ряд наших предложений просто не учли. Вышел указ президента, грамотный, являющийся шагом вперед в правовом регулировании арендных отношений, но не устраивающий нас по многим техническим параметрам. Изменились органы, регулирующие аренду, и в конце года никто не знал, как платить аренду, детали непонятны, а обратиться с вопросами некуда. Бизнесу нужны четкие и ясные правила работы, состава затрат, бизнесу нужна конкретика.

Самым ярким примером, который подтверждает, что диалог все-таки присутствует, был отказ от принятия приснопамятного постановления № 991 в пошлом году.

В этом вопросе мы продемонстрировали общее понимание. Мы знаем людей, которые принимают ответственные решения в администрации президента, в Совете безопасности, в министерствах и ведомствах. Очень быстро деловое сообщество мобилизовалось, 210 экспертов буквально по первому призыву пришли в Союз предпринимателей, создали три рабочих группы, дали прогноз того, как может работать это постановление, и уже вечером мы направили предложение отменить этот указ во все министерства и ведомства. В этом постановлении мы увидели национальную угрозу.

Конечно, лучше, чтобы такой ситуации не было, но в ней мы показали активность делового сообщества, его профессионализм и реальный диалог, который нам удается вести с правительством.

Но это не классический пример диалога. Классический пример диалога - это реализация совместных программ, развитая система частно-государственного партнерства. Мы должны иметь возможность участвовать в государственных программах.

Получается, что большинство нормативных актов были приняты в довольно откорректированном варианте, нежели в том, на котором настаивало бизнес-сообщество. Удается ли изменить эти нормативные акты в обратную сторону, после того как они уже вышли?

В идеальном варианте на этапе принятия документа деловое сообщество через бизнес-ассоциации может принять участие в их разработке и экспертизе. Тогда устраняется множество ошибок и неточностей, устраняется невозможность реализовать эти предложения.

Очень важно, чтобы власть вместе с бизнес-сообществом участвовала в семинарах, готовила методические рекомендации. В ходе правоприменительной практики даже в самом идеальном документе всегда выявляются пробелы. Администрация президента и сам президент занимают такую позицию, что вносить изменения ранее шести месяцев в принятый указ считается некорректным и недопустимым: нужно подождать и посмотреть, как указ будет работать.

Но когда ошибки очевидны, как это есть в указе об аренде, где не принят во внимание ряд наших аргументов и предприятия не имеют адаптационного периода к внедрению этого документа, необходим диалог. Но нас к нему не допустили. Надо вовремя исправлять такие ошибки, потому что они грозят разорением, убытками, неисполнением контрактов, потерей рабочих мест и даже репутации нашей страны.

Тем не менее, можно ли назвать те шаги, которые были сделаны, реальными на пути к либерализации, или это были старые документы, в которые просто внесли новое слово "либерализация"?

Процесс еще идет: он еще не завершен и даже не развернулся полноценно. Отдельные шаги сделаны, и сделаны они в сторону либерализации. Но либеральной экономики на территории страны пока еще не существует, идут пока только процессы.

Есть конкретный пункт в Особой части Налогового кодекса о том, что все неясности в законодательстве будут трактоваться в пользу налогоплательщика. Решен конкретный вопрос, что можно параллельно вести проектирование и строительство - это сократит сроки и удешевит само строительство. Приступили к либерализации ценообразования. Есть конкретные шаги, которые сделаны, но принято очень много половинчатых решений в области либерализации. Движение наметилось, но очень много вопросов осталось в ценообразовании, в тарифах обязательной тарификации в области трудовых отношений. Приняты решения по инвестиционным фондам строительных и торговых предприятий - это положительные шаги в сторону либерализации, но очень много еще нужно сделать.

Либерализация - это комплексное явление. Невозможно без развития гражданского общества решать исключительно экономические вопросы - мы не войдем в контекст мировой экономики, международного разделения труда. У нас будут разные ценности, а объединение с Европой идет именно на их основе. Помимо конкретных экономических решений нужно одновременно рассматривать и эти вопросы.

В 2009 году произошло еще событие, которое шло под лозунгом либерализации, - предложение бизнес-сообществу поучаствовать в разгрузке складов. Как это происходило на практике?

Когда к маю 2009 года на складах предприятий, в основном государственного сектора, скопилось товара на семь триллионов рублей, когда банки стали отказывать в кредитах на основании того, что деньги увязаны к этой выпущенной товарной массе, мы обратились в правительство с предложением привлечь потенциал индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса. В этом вопросе произошли подвижки, правда, решение это принималось очень долго и тяжело. Я думаю, таких проблем бы не возникло, если бы нормально работали службы маркетинга предприятий, были разработаны сайты в деловых сетях.

Это направление работы показало, что бизнес, включаясь, может оказывать существенную помощь государству.

Одним из ожидаемых, но не принятых в прошлом году указов является документ, касающийся упрощения лицензирования. Почему над ним так пекутся, ведь ряд видов лицензии обещали отменить еще весной прошлого года?

Проект этого указа, как футбольный мяч, переходит из администрации президента в Совет министров, а дальше идет по министерствам. Мы ожидали, что этот вопрос пройдет наиболее легко.

Я думаю, по некоторым вопросам в проекте указа о лицензировании ряд министерств просто придирается. Например, Министерство промышленности непонятно зачем хочет ввести лицензирование работ с черным металлом, чтобы, мол, избежать возможного криминала. Но ведь эти вопросы можно регулировать другими правовыми актами, а не лицензией. Количество лицензий - это один из показателей индикатора делового климата. НаВладимир Карягин: Власти начинают прислушиваться к бизнес-сообществудо помочь нашей стране занять лучшее место в этом индексе, убрав эту лицензию.

Министерство образования также держится за количество своих лицензий, боится отпустить на свободную конкуренцию некоторые виды учебной деятельности.

Кроме того, получение лицензии - очень дорогостоящая процедура: сопроводительные процедуры по получению лицензии стоимостью в сто евро могут вылиться до десяти тысяч евро в отдельных видах деятельности.

В правительстве говорят, что они пекутся еще и об интересах потребителей: как потребители будут получать товары и услуги от кого-то, у кого нет лицензии на эту деятельность?

Я думаю, любой здравомыслящий предприниматель заинтересован в хорошем о себе мнении со стороны потребителей. У нас работают общества защиты потребителей, инициатором создания которых были именно первые предприниматели.

Каких следующих шагов вы ожидаете от правительства по либерализации белорусской экономики?

Мы ожидаем в целом улучшения параметров делового климата. Мы хотели бы, чтобы диалог был усилен на стадии подготовки принятия решений.

Хотелось бы, чтобы в этом году были решены вопросы по дальнейшему упрощению ведения операций по налогообложению, бухгалтерскому отчету и отчетности, всего документооборота.

Мы ожидаем либерализации в области трудовых отношений: работодатель заинтересован в работнике, и очень важно, чтобы были приняты нормативные акты, которые не привязывают нас к тарифным сеткам, а дают право нанимателю выбирать модель оплаты труда при социальной гарантии работников.

Нуждаются в корректировке все вопросы, связанные с ценообразованием. Нужно создавать настоящую конкуренцию, антимонопольный комитет, который будет мониторить ситуацию на товарных рынках и изучать инвесторов.

Реально ли осуществить все эти ваши ожидания в 2010 году?

Думаю, что это реально, знаю, что это по силам правительству. Нужна только политическая воля.



←Белорусско-грузинские перспективы

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика