Задания для частников отменят только на бумаге?
13.01.2010
—
Новости Экономики
Местные органы, скорее всего, продолжат выкручивать частникам руки, требуя от них выполнения необходимого им плана.Частные предприятия освободили от выполнения доводимых сверху прогнозных показателей. Это следует из постановления правительства № 1740 от 31 декабря 2009 года, которым утверждены основные целевые показатели прогноза социально-экономического развития страны на 2010 год. Однако эксперты полагают, что обольщаться не следует, поскольку ситуация принципиально вряд ли изменится. Тем более в условиях, когда правительство собирается добиться высоких темпов экономического роста, отмечают «Белорусские новости».
«Основные целевые показатели развития на 2010 год не определяются для хозяйственного общества, не пользующегося государственной финансовой поддержкой и (или) в котором Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), не может определять решения, принимаемые этим хозяйственным обществом», — говорится в документе.
Деловое сообщество давно указывает на абсурдность навязываемых сверху негосударственным предприятиям заданий. С таким предложением выступал и МВФ, с помощью которого белорусские власти проводят в стране экономические преобразования. «Это вмешательство в работу частных предприятий и нарушение Конституции страны», — отметил председатель правления Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского (БСПН) Георгий Бадей.
При этом, полагает он, несмотря на принятое решение, по существу вряд ли что-то изменится и в нынешнем году. «Совмин и раньше напрямую не устанавливал для частных организаций задания. Он доводил их до органов госуправления и местных властей, а те, в свою очередь, до предприятий, в том числе частных», — пояснил глава бизнес-союза. Он отметил, что задания для местных органов (обл-, гор- и райисполкомов) и госорганов сохранились и на этот год. А это значит, что, местные органы, скорее всего, продолжат выкручивать частникам руки, требуя от них выполнения необходимого им плана.
У государства в любом случае останутся рычаги воздействия на частников, ведь многие негосударственные предприятия сегодня входят в составы отраслевых концернов и госорганов, которым надо выполнять установленные планы.
В случае с государственными предприятиями вопрос другой, считает Бадей. По его мнению, государство как собственник определяет стратегию их развития и «вправе ставить перед ними какие угодно цели и задачи».
Впрочем, на них правительство и делает основную ставку при достижении, как полагают многие эксперты, утопических планов экономического роста. Наиболее пристально следить за выполнением прогнозных показателей оно будет на тех предприятиях, которые вошли в перечень особо значимых для экономики Беларуси (он утвержден приложением к постановлению № 1740). Из документа следует, что за выполнением этими организациями целевых показателей прогноза устанавливается контроль.
В перечень «особо значимых» вошли 130 подчиненных государству предприятий. Среди них крупнейшие предприятия машиностроения (МТЗ, МАЗ, БелАЗ), нефтехимического комплекса («Нафтан», Мозырский НПЗ), мясокомбинаты, молокозаводы, деревообрабатывающие и фармацевтические предприятия, цементные заводы, предприятия легкой промышленности и т.д.
Стоит отметить, что этот список во многом перекликается с перечнем стратегически значимых для экономики акционерных обществ. Он был утвержден правительством в декабре 2008 года и включает 162 ОАО. Продажа акций вошедших в этот список предприятий ограничена до 2011 года в соответствии с поэтапной отменой моратория на хождение акций, приобретенных в ходе приватизации 90-х годов.
В декабре новый министр экономики Николай Снопков заявил, что выполнение прогноза на 2010 год требует «неординарного подхода». В связи с этим он предложил увязать зарплату директоров с выполнением их предприятиями доведенных прогнозных показателей. Для усиления ответственности директоров было предложено перезаключить с ними контракты на один год — до 1 января 2011 года, и расторгать контракты с руководителями предприятий, не выполняющих прогнозные показатели.
«Есть предложение министра экономики, который настаивает на том, чтобы заключительный год пятилетки, в условиях переломного развития экономики, ее перехода от стагнации к росту, был как последний год для каждого руководителя, если он не выполняет доведенные целевые показатели», — говорил на заседании Совета министров 29 декабря вице-премьер Андрей Кобяков.
Напомним, в 2010 году Александр Лукашенко поставил задачу достичь роста ВВП на уровне 11-13%, объемов производства промышленной продукции — 10-12%, инвестиций в основной капитал — 23-25%. Кроме того, рост экспорта товаров в фактических ценах прогнозируется на уровне 29-30%, импорта — 19-20%. Темп роста реальной заработной платы в 2010 году прогнозируется на уровне 13-14% при индексе потребительских цен 9-10%. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в экономике к концу 2010 года должна достигнуть 500 долларов в эквиваленте.
Стоит отметить, что МВФ рекомендовал отменить доведение заданий по объемам промышленного производства для всех предприятий. По мнению фонда, это позволило бы правительству избежать дальнейшего роста складских запасов и сократить импорт. Но такой вариант правительство сочло неприемлемым, рассчитывая на сбыт произведенной продукции.
«Основные целевые показатели развития на 2010 год не определяются для хозяйственного общества, не пользующегося государственной финансовой поддержкой и (или) в котором Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), не может определять решения, принимаемые этим хозяйственным обществом», — говорится в документе.
Деловое сообщество давно указывает на абсурдность навязываемых сверху негосударственным предприятиям заданий. С таким предложением выступал и МВФ, с помощью которого белорусские власти проводят в стране экономические преобразования. «Это вмешательство в работу частных предприятий и нарушение Конституции страны», — отметил председатель правления Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского (БСПН) Георгий Бадей.
При этом, полагает он, несмотря на принятое решение, по существу вряд ли что-то изменится и в нынешнем году. «Совмин и раньше напрямую не устанавливал для частных организаций задания. Он доводил их до органов госуправления и местных властей, а те, в свою очередь, до предприятий, в том числе частных», — пояснил глава бизнес-союза. Он отметил, что задания для местных органов (обл-, гор- и райисполкомов) и госорганов сохранились и на этот год. А это значит, что, местные органы, скорее всего, продолжат выкручивать частникам руки, требуя от них выполнения необходимого им плана.
У государства в любом случае останутся рычаги воздействия на частников, ведь многие негосударственные предприятия сегодня входят в составы отраслевых концернов и госорганов, которым надо выполнять установленные планы.
В случае с государственными предприятиями вопрос другой, считает Бадей. По его мнению, государство как собственник определяет стратегию их развития и «вправе ставить перед ними какие угодно цели и задачи».
Впрочем, на них правительство и делает основную ставку при достижении, как полагают многие эксперты, утопических планов экономического роста. Наиболее пристально следить за выполнением прогнозных показателей оно будет на тех предприятиях, которые вошли в перечень особо значимых для экономики Беларуси (он утвержден приложением к постановлению № 1740). Из документа следует, что за выполнением этими организациями целевых показателей прогноза устанавливается контроль.
В перечень «особо значимых» вошли 130 подчиненных государству предприятий. Среди них крупнейшие предприятия машиностроения (МТЗ, МАЗ, БелАЗ), нефтехимического комплекса («Нафтан», Мозырский НПЗ), мясокомбинаты, молокозаводы, деревообрабатывающие и фармацевтические предприятия, цементные заводы, предприятия легкой промышленности и т.д.
Стоит отметить, что этот список во многом перекликается с перечнем стратегически значимых для экономики акционерных обществ. Он был утвержден правительством в декабре 2008 года и включает 162 ОАО. Продажа акций вошедших в этот список предприятий ограничена до 2011 года в соответствии с поэтапной отменой моратория на хождение акций, приобретенных в ходе приватизации 90-х годов.
В декабре новый министр экономики Николай Снопков заявил, что выполнение прогноза на 2010 год требует «неординарного подхода». В связи с этим он предложил увязать зарплату директоров с выполнением их предприятиями доведенных прогнозных показателей. Для усиления ответственности директоров было предложено перезаключить с ними контракты на один год — до 1 января 2011 года, и расторгать контракты с руководителями предприятий, не выполняющих прогнозные показатели.
«Есть предложение министра экономики, который настаивает на том, чтобы заключительный год пятилетки, в условиях переломного развития экономики, ее перехода от стагнации к росту, был как последний год для каждого руководителя, если он не выполняет доведенные целевые показатели», — говорил на заседании Совета министров 29 декабря вице-премьер Андрей Кобяков.
Напомним, в 2010 году Александр Лукашенко поставил задачу достичь роста ВВП на уровне 11-13%, объемов производства промышленной продукции — 10-12%, инвестиций в основной капитал — 23-25%. Кроме того, рост экспорта товаров в фактических ценах прогнозируется на уровне 29-30%, импорта — 19-20%. Темп роста реальной заработной платы в 2010 году прогнозируется на уровне 13-14% при индексе потребительских цен 9-10%. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в экономике к концу 2010 года должна достигнуть 500 долларов в эквиваленте.
Стоит отметить, что МВФ рекомендовал отменить доведение заданий по объемам промышленного производства для всех предприятий. По мнению фонда, это позволило бы правительству избежать дальнейшего роста складских запасов и сократить импорт. Но такой вариант правительство сочло неприемлемым, рассчитывая на сбыт произведенной продукции.