В топку -- опилки, деньги -- в копилку?
Перевод старых котельных на новые виды топлива -- удовольствие дорогое и не всегда эффективное
В Беларуси долю местных энергоресурсов планируется довести до 25 процентов уже к 2012 году. Казалось бы, беспокоиться не о чем -- множество лесов, огромные запасы торфа, обнаружены даже залежи бурого угля. Необходимые «балансовые» показатели, несомненно, будут выполнены. Но уже сейчас, на мой взгляд, надо думать не только о замещении газа и мазута торфом и древесиной, а в первую очередь об эффективном их использовании. По крайней мере, вопрос о том, будет ли «дровяная» гигакалория по цене сопоставима с газовой или мазутной, остается открытым.
Главной причиной являются дедовские способы переработки. У коммунальников немало котлов, которые эксплуатируются 30--40 лет и давно выработали свой ресурс. Пляшущие языки пламени в камине -- больше эстетическое зрелище, чем энергетическое. А вот в топке котла горение -- химический процесс, требующий соблюдения определенных параметров, в частности, объемов поступления кислорода. То, что в XXI веке дрова сжигаются в паровых котлах с низким коэффициентом полезного действия, притом в виде чурок и поленьев, просто недопустимо. Однозначно топливо должно быть другим -- в виде щепы и пеллет, которые очень популярны в странах Европы. Их могут выпускать лесхозы, мебельные фабрики и другие деревообрабатывающие предприятия всех форм собственности. Такой завод возводится в моем родном Ельском районе и, не сомневаюсь, строительство окупится очень быстро. На европейском рынке тонна гранулированного древесного топлива стоит в пределах 150 евро.
Еще один серьезный вопрос -- качество сырья. Как мрачно шутят специалисты, сжигать топливо с 50--60-процентной влажностью в котлах старых модификаций -- это не производство энергии, а утилизация древесины. В деревнях хороший хозяин заготавливает дрова на несколько лет вперед: за это время они высушиваются в поленнице естественным путем, и тепловая отдача в крестьянской печи отменная.
Нужна четкая законодательная база для эффективной деятельности, в том числе и в области строительства небольших по мощности тепловых станций, которые вскоре появятся во многих районах республики. Мне как-то довелось побывать на первой в республике мини-ТЭЦ в Осиповичах, которая работает на древесных отходах. Их везут сюда из нескольких соседних районов, так как свои ресурсы за несколько лет почти исчерпаны. А ведь, по подсчетам специалистов, рентабельность древесины для энергетики заканчивается, когда доставка от места заготовки к котлу превышает 50--60 километров. Нужна ли, скажем, мини-ТЭЦ в Несвижском районе, где мало лесов -- транспортные издержки сделают топливо воистину золотым.
Думаю, надо шире привлекать к заготовке лесных отходов коммерческие организации. На Западе добыча щепы давно стала прибыльным бизнесом. Однако частник пока не горит желанием забираться в лесную глушь и участвовать в освоении старого нового вида топлива. Добычей щепы заняты в основном государственные предприятия и частично коммунальники. Должны существовать определенные механизмы экономического стимулирования этого процесса. Неоценимый вклад в развитие «альтернативной» энергетики могут внести и рядовые граждане. Возврат от газовых котлов к древесным, возможно, подстегнет спрос на альтернативное топливо. И гранулы с брикетами будут расходиться, как горячие пирожки. Пока же потребителям выгоднее жечь газ.
Несомненно, углеводороды будут дорожать, увеличивая привлекательность древесины и торфа. Однако факт остается фактом: об эффективном использовании местных энергоресурсов говорить пока еще рано.
Александр ШЕВКО, «БН».