Крупский: Как задача ставится – так она и решается

Источник материала:  
12.01.2010 11:20 — Новости Экономики

Сможет ли Беларусь использовать кризис для технологического рывка? Своим мнением поделился руководитель проекта «Виртуальная интеллектуальная биржа коммерческих идей и проектов» - директор портала VIB.BY Дмитрий Крупский.

- Немного теории: любая сложная система, а таковыми по определению являются и предприятие, и экономика, и общество, и Мир, в целом, время от времени достигает такого состояния, когда дальнейшее поступательное развитие становится объективно невозможным, пределы роста исчерпаны, наступает кризис. Система вступает в полосу острой неопределенности, своеобразную область «джокера», когда в равной степени могут быть реализованы как позитивный, так и негативный сценарии дальнейшего развития. И здесь уже многое зависит от понимания складывающейся ситуации со стороны руководства, его компетентности и ответственности.

- Насколько обосновано, по вашему мнению, бытующее утверждение, о том, что кризис пришел в Беларусь извне, нарушив динамичное развитие отечественной экономики?

- Я согласен с тем, что мировой финансово-экономический кризис зародился явно не в Беларуси… Однако он стал катализатором тех негативных процессов, которые подспудно «тлели» в экономике Беларуси еще с 90-х годов прошлого века, когда после развала единого народнохозяйственного комплекса СССР развитие экономики стран СНГ пошло по совершенно различным траекториям. Причем, ни одна из постсоветских республик, так и не сумела совершить прорыв ни к созданию «общества всеобщего благоденствия», ни построить «народный капитализм», как в Швеции, о чем так много кричали в конце 80-х - начале 90-х г.г. двадцатого столетия… Причина проста - эффективность экономики в немалой степени определяют технологии, а после распада СССР технологическое развитие либо крайне замедлилось, либо вообще произошла технологическая деградация экономики. И реалии Беларуси лишь подтверждают этот тезис. Иначе как объяснить, что удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции Беларуси в 2007 году составил 14,8 % (в 2002 году - 9,4%), в то время, как в странах ЕС этот показатель стабильно составляет 45%. Более того, те структурные сдвиги, которые произошли в экономике стран СНГ за полтора десятилетия их независимого существования, свидетельствуют об упрощении структуры экономики, о переориентации на производство и экспорт продукции с низкой добавленной стоимостью. Менее 20% продукции машиностроения в СНГ, а «становым хребтом» национальной экономики Беларуси является именно машиностроение, соответствует мировому уровню. Происходит вытеснение ее с рынка, и это при том, что в структуре мирового экспорта удельный вес продукции машиностроения и приборостроения постоянно увеличивается (к 2005 году достигнув отметки 40%), в экспорте из стран СНГ он наоборот сократился до 4-5 % (в 1990 году - 17%). В Беларуси доля машин и оборудования в общем экспорте страны в период с 1998 по 2005 годы снизилась с 30,2 до 20,3%, а например, минеральных удобрений выросла почти в 4 раза - с 8,4 до 35,4%.

- Но и что же плохого в том, что экспорт минеральных удобрений и других сырьевых ресурсов вырос? Живут же страны за счет экспорта полезных ископаемых, и неплохо живут! Почему такие структурные сдвиги так тревожны для Беларуси?
- И это на фоне того, что экономическое развитие ведущих стран мира за последние 25 лет обеспечено за счет высокотехнологичных, или, иначе, наукоемких производств! Так, темпы роста производства в высокотехнологичных отраслях за период 1990-2004 годов составили в Южной Корее -195%, в Китае - 103 %, в США -59%, в ЕС - 41%, в Японии - 25%. За этот же период увеличены инвестиции в исследования и разработки принципиально новых технологий и изделий в США - на 46%, в ЕС - на 28%, в Японии - на 27%. Причем, замечу, что экономический рост в странах-технологических лидерах планеты обеспечивается не за счет увеличения физического объема выпускаемой продукции (пресловутый «вал»), но в результате роста добавленной стоимости, т.е. увеличения наукоемкой ее части.
Но, вернемся к нашим баранам… Факт роста экспорта сырья (а это и удобрения, и металлы, и древесина) можно было бы не принимать во внимание, если бы развитие отраслей, определяющих научно-технологический прогресс, шло в Беларуси опережающими темпами, а этого в реальности не наблюдается. Будем реалистами, - очевидный прогресс в части технологического развития страны связан, преимущественно, с развитием двух отраслей, базирующихся на технологиях 5-го технологического уклада - связи и ИТ-индустрии. Из отраслей социальной сферы - лишь здравоохранение, где за последние 5 лет получили некоторое развитие высокие медицинские технологии… Но, не они пока определяют «лицо» национальной экономики, его определяет машиностроение, химия и нефтепереработка, а там преобладают технологии 4-го техноуклада, при том, что в экономиках стран Запада уже с середины 80-х годов двадцатого века доминирует 5-ый техноуклад. А что такое 5-ый техноуклад? Это технологии информатики и микроэлектроники, это этап информационных и коммуникационных технологий, он основывается на передовых достижениях в областях микроэлектроники, информационных технологий, биотехнологий, генной инженерии, новых видов энергии, роботостроения, систем оптико-волоконной и космической связи, новых поколениях военной техники, плазменных, мембранных и малоотходных технологиях. Вот и получается, что в связи с усугубляющимся технологическим разрывом со странами Запада, поле для нашего экспорта машинотехнической продукции сужается и будет сужатся дальше, если, кардинальным образом не изменить ситуацию. Более того, все мы наслышаны о перманентно отрицательном сальдо внешнеторгового баланса Беларуси. Если отразить его динамику, цифры впечатляют: в 1995 горду - 0,76 млрд долларов, в 2000 году - 1,3 млрд, в 2005 году - 0,72 млрд, в 2008 году - 6,8 млрд долларов! И это официальная статистика! Что это значит практически? Это значит, что из страны буквально «со свистом» вылетают все виды ресурсов, мы живем в долг, и наша экономика хронически не способна экспортировать в достаточных количествах конкурентоспособную продукцию. Это секрет Полишинеля, но именно пример с внешнеторговым сальдо, зримо иллюстрирует последствия нашей технологической отсталости! И если до определенного момента, нам удавалось пользоваться дешевыми российскими ресурсами, то с 2007 года возобладала другая тенденция, и возврата к прошлому уже не бывать. Именно рост стоимости российских углеводородов на фоне резкого снижения объемов белорусского экспорта в Россию, стал генератором кризисных явлений в отечественной экономике. Следовательно, обеспечение дальнейшего выживания и развития белорусской национальной государственности прямо связано с обеспечением эффективности экономики на основе технологий 5-го и 6-го технологического укладов.

- Что, по вашему мнению, следует предпринять, чтобы изменить статус-кво?
- Повторюсь, структура и специализация национальной экономики Беларуси сложилась в рамках единого народнохозяйственного комплекса СССР, импульс ускорения которому был задан еще в 30-е годы прошлого столетия сталинской модернизацией, когда ценой неимоверных жертв и усилий народа был совершен масштабный экономический и технологический рывок, проведена индустриализация страны. Сталин, так сформулировал в 1931 году ключевую цель модернизации: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут…» И к 1965 году валовая продукция СССР составляла 60% от валовой продукции США, а сейчас даже Россия по уровню социально-экономического и технологического развития уступает Бразилии. Беларусь - небольшая европейская страна и соревноваться с гигантами, безусловно, не может. Поэтому сохранение ее экономической независимости и относительной самостоятельности, возможно обеспечить лишь за счет проведения комплексной модернизации страны.

←Рынок акций Японии закрылся ростом индекса Nikkei на 0,8%

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика