Нефтяной ручей пересохнет?

Источник материала:  
04.01.2010 17:05 — Новости Экономики
Нефтяной ручей пересохнет?
До конца не ясна ситуация с поставками российской нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы (новополоцкий "Нафтан" и Мозырский НПЗ). Вчера агентство "Рейтер" со ссылкой на двух российских нефтетрейдеров сообщило о прекращении поставок российской нефти на белорусские НПЗ. Сегодня утром в концерне "Белнефтехим" опровергли данную информацию, заявив, что "нефть поступает в Беларусь и для транзита, и для переработки". Мол, отсутствие соглашения об условиях поставки нефти и ее транзита на 2010 год не сказалось на работе двух НПЗ.
 
С другой стороны, накануне Нового года белорусская сторона утверждала, что "по балансу в январе импорт нефти из России должен составить более 1,5 миллиона тонн. По состоянию на 31 декабря мы получили подтверждение, что уже на 1,126 млн. т нефти нефтяные компании получили предоплату". "Российская сторона должна выполнить свои обязательства", - заявил представитель белорусской делегации.
 
Представитель одной из белорусско-российских компаний на условиях анонимности подтвердил корреспонденту портала TUT.BY, что "многие российские компании с нового года прекратили поставки нефти на белорусские НПЗ, однако, возможно, ситуация изменится уже в ближайшие день-два. По нашей информации новые переговоры на высшем уровне должны состояться сегодня-завтра". Он выразил уверенность, что "соглашение будет подписано, так как запасов сырья на белорусских НПЗ хватит на ближайшие неделю-десять дней. В ином случае придется запускать более дорогостоящий технический вариант, поскольку нефтепереработка является непрерывным производством".
 
Впрочем, другой независимый нефтетрейдер заявил нашему корреспонденту следующее: "Я компетентно утверждаю, что нефть в Беларусь поставляется". Правда, он не пожелал уточнить маршрут поставок.
 
В то же время нельзя не отметить снижение числа предложений по экспорту нефтепродуктов на единой торговой площадке концерна “Белнефтехима”. 4 января торговали только “Белорусская нефтяная компания”, “Нафтан”, а также две частные структуры – “Миралекс” и “МСП-ойл”. Однако среди них не было "дочек" российских компаний "Лукойл-Белоруссия", "ТНК-BP-Запад", других белорусских трейдеров, как например, “Юнивест-М”.
 
Источник согласился с тем, что нефтяной вопрос политизирован в свете создания Таможенного союза, "многое будет зависеть от того, готовы ли стороны пойти друг другу на уступки". Вместе с тем он подчеркнул, что "Россия все же в большей степени заинтересована в увеличении своей доли в белорусских НПЗ в обмен на дешевое сырье для Беларуси".
 
Как заявил во второй половине дня в понедельник вице-премьер РФ Игорь Сечин, Россия уже начала поставку нефти на белорусские НПЗ. Как передает РБК, на встрече с главой правительства Владимиром Путиным Игорь Сечин сообщил, что накануне начата отгрузка сырья на Новополоцкий НПЗ в размере 100 тыс тонн и на Мозырский НПЗ в размере около 80 тыс. тонн по системе магистральных нефтепроводов.
 
В.Путин поручил И.Сечину продолжить переговорный процесс по условиям поставок нефти в Беларусь.
 
По последним данным, Россия предлагает Беларуси в полном объеме уплачивать пошлину на сырую нефть, сделав исключение поставкам нефти для внутреннего потребления. Причем пока не понятно, о каких именно объемах идет речь – белорусская сторона озвучивала цифру 8-9 млн тонн нефти в год, российский вице-премьер Игорь Сечин говорил о 5-6 млн тонн.
 
Посол России в Беларуси Александр Суриков на пресс-конференции 23 декабря признал, что процесс согласования объемов идет трудно. "Считать долго и нудно - и ввоз нефти из России, и добычу нефти в Беларуси, и ввоз из России светлых нефтепродуктов, и производство продуктов нефтехимии. Все балансы надо учесть, чтобы определить объем поставок нефти для внутренних нужд", - отметил он.
 
По оценке экономического обозревателя Татьяны Маненок, при переходе на предложенный Россией механизм, объем изъятия для Беларуси возрастет примерно в два раза. Эксперт отметила, что конкретные финансовые потери Беларуси из-за неурегулированного вопроса поставок нефти оценить крайне затруднительно, так как для этого необходимо учесть не только объем закупок российской нефти (около 22 млн т в год) и экспорта нефтепродуктов (15 млн тонн), но и собственную добычу (1,7 млн тонн, причем основной объем не перерабатывается в стране, а экспортируется, что экономически выгоднее), размер госсубсидий поставщикам и переработчикам нефти на белорусских НПЗ (в бюджете на 2010 г на это заложено 4,039 трлн рублей), беспошлинные поставки российского мазута (активно осуществлялись с декабря 2008 г по март 2009 для замещения дорогого газа) и других видов нефтепродуктов, а также многие другие факторы.
 
Напомним, что "нефтяной вопрос" обострился в самом конце года. По предварительным, озвученным еще осенью договоренностям, проблем с поставками нефти в начале года не ожидалось. Беларусь и Россия согласились продлить действовавшие с 2007 года условия поставок нефти на первую половину 2010 года, до завершения формирования Таможенного союза.
 
При этом, как пишет БЕЛТА, Минску удалось договориться о поставках нефти в страну с уплатой пошлины с пониженным коэффициентом к российской вывозной пошлине - 0,32 против 0,356 в прошлом году. Минфины двух стран даже подписали Минфины двух стран. Однако недовольные минфиновской сговорчивостью нашлись с обеих сторон.
 
Министр энергетики России Сергей Шматко в начале декабря заявил о готовности РФ продолжить льготные поставки нефти в Беларусь только в обмен на вхождение российского капитала в предприятия белорусской нефтяной инфраструктуры. Беларусь, в свою очередь, хотела беспошлинных поставок, апеллируя к договорно-правовой базе Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, исключающей применение таможенных пошлин и количественных ограничений во внутренней торговле "тройки". При этом сторонам предлагается согласовывать механизмы распределения сумм вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, изготовленных на территории одной из сторон из сырья, поставленного с территории другой стороны. А как раз с этим согласованием у Москвы с Минском давние проблемы.
 
Собственно, отсутствие устраивающего стороны механизма распределения вывозных пошлин на экспортируемые Беларусью нефтепродукты, выработанные из российской нефти, и спровоцировало громкий скандал в начале 2007 года. Тогда на некоторое время были прекращены и поставки нефти на белорусские НПЗ, и транзит ее в Европу. Фактически поставки российской нефти в Беларусь с взиманием спецпошлины (российская пошлина на сырую нефть с применением в 2007, 2008 и 2009 годах коэффициентов 0,293, 0,335 и 0,356) - и есть инструмент раздела прибыли от экспорта нефтепродуктов из Беларуси. В 2009 году в Беларуси оставалось 15% экспортной пошлины на нефтепродукты, а 85% поступало в российский бюджет. Такой механизм был гораздо прозрачнее существовавшей до 2007 года схемы раздела пошлин, совершенно не прозрачной и постоянно критикуемой российской стороной, недополучавшей деньги в бюджет.
 
Статья 2. Размер вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, вывозимую из Российской Федерации, определяется исходя из ставок, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, с применением следующих коэффициентов: в 2007 году — 0,293; в 2008 году — 0,335; в 2009 году — 0,356.
Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов 
Юристы трактуют отсутствие утвержденного коэффициента на 2010 год по-разному. Доктор юридических наук, декан юридического факультета Белгосуниверситета Сергей Балашенко, комментируя БЕЛТА появившееся в СМИ (в первую очередь, российских) мнение о том, что в условиях отсутствия оформленных двусторонних договоренностей пошлина на нефть, поставляемая из России в Беларусь, должна взиматься в размере 100%.
"Такой вывод может быть сделан лишь при неверном прочтении статьи 2 Соглашения между Россией и Беларусью в области экспорта нефти и нефтепродуктов 2007 года. Пошлина в размере 100% могла бы применяться только, если норма статьи 2 состояла бы из двух отдельных предложений: первое, которое бы определило размер пошлины вне зависимости от наличия других условий; а второе – определило бы применение коэффициентов", - пояснил он. Вместе с тем, по словам Сергея Балашенко, статья едина и содержит два неразрывных условия, каждое из которых отдельно читать недопустимо. Поскольку второе необходимое условие (наличие коэффициента) прекратило свое действие с 1 января 2010 года, то статья 2 в целом также исчерпала себя.
 
Юрист Сергей Балыкин, в свою очередь, отмечает, что Беларусь не может настаивать на беспошлинных поставках нефти из России, исходя из анализа той же статьи 2 межправительственного соглашения о поставках энергоресурсов. Эксперт отмечает, что статья императивно (т.е. категорически) устанавливает право российской стороны взимать экспортную пошлину на нефть. Лингвистический анализ этой нормы позволяет сделать вывод, что применение коэффициентов является дополнительным условием.
 
При этом многие эксперты отмечают, что проблема лежит не в юридической, а исключительно в политической плоскости. Причем переговоры могут занять немало времени.


←Сечин: вопросы перемещения углеводородов в рамках Таможенного союза должны быть определены дополнительным соглашением

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика