Балыкин: позиция Беларуси в нефтяном конфликте весьма уязвима
Анализ спорной статьи белорусско-российского межправительственного соглашения о поставках энергоресурсов позволяет сделать вывод, что «позиция Беларуси отнюдь не бесспорна и весьма уязвима», считает юрист Сергей Балыкин.
Комментируя БелаПАН разногласия сторон относительно условий поставок нефти в 2010 году, эксперт напомнил, что ст. 2 Соглашения о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12 января 2007 года дает возможность России взимать пошлину на поставляемую в Беларусь нефть и гласит: «Размер вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, вывозимую из Российской Федерации, определяется исходя из ставок, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, с применением следующих коэффициентов: в 2007 году — 0,293; в 2008 году — 0,335; в 2009 году — 0,356».
«Безусловно справедливым является белорусский тезис о приоритете международных соглашений над внутренним законодательством, — заявил эксперт. — Правда, практика показывает, что подобной позиции Беларусь сама придерживается не всегда. Также не вызывает никакого сомнения, что любой договор может быть изменен по соглашению сторон в результате переговоров».
Сергей Балыкин, в первую очередь, обратил внимание на то, что ст. 2 соглашения «категорически» устанавливает право российской стороны взимать экспортную пошлину на нефть. Лингвистический анализ этой нормы, по его словам, позволяет сделать вывод, что применение коэффициентов является дополнительным условием. «Коэффициенты установлены на конкретный период времени, но говорить о временном характере самой статьи не приходится», — считает эксперт.
Он уверен: нельзя утверждать, что поскольку коэффициент на 2010 год не установлен, то он равен нулю. «Из курса элементарной математики известно, что если в выражении (формуле) или уравнении отсутствует некий член, то это не означает, что он равен нулю. Он просто не применяется в расчетах», — констатировал Сергей Балыкин.
Поэтому он считает, что у России есть все основания взимать пошлину, и рекомендует белорусской стороне «поискать другие аргументы». «Например, попробовать найти что-нибудь подходящее в недавних соглашениях о Таможенном союзе», — сказал эксперт.