Единый порядок планирования и проведения проверок начинает действовать в Беларуси с 1 января
31.12.2009 10:28
—
Новости Экономики
В Беларуси с 1 января 2010 г. существенно ужесточается назначение и проведение проверок. Это предусмотрено указом от 16 октября 2009 г. № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь", сообщили корреспонденту БЕЛТА в Комитете государственного контроля Беларуси.
Главная особенность указа состоит в том, что он стал первым в республике законодательным актом, установившим единый порядок планирования и осуществления контрольной и надзорной деятельности. Если в рамках исполнения действовавшего ранее указа от 15 ноября 1999 г. № 673 была обеспечена координация только проверок финансово-хозяйственной деятельности (проверок контролирующих органов), то указ № 510 упорядочил и проверки надзорных органов.
Основные нововведения, предусмотренные указом: полностью изменен подход к планированию контрольной и надзорной деятельности. Так, плановые проверки субъектов хозяйствования будут назначаться только с учетом отнесения их к группам риска. При этом проверки будут проводиться не чаще, чем раз в год для субъектов, отнесенных к высокой группе риска, раз в три года - к средней группе риска и раз в пять лет - к низкой группе риска. Кроме того, наряду с иными ограничениями на проведение проверок вводится двухлетний мораторий для проверок вновь созданных субъектов хозяйствования.
Проверки будут проводиться в соответствии с полугодовыми координационными планами, которые будут размещаться на сайте Комитета государственного контроля к 15 декабря и к 15 июня (www.kgk.gov.by). В координационные планы включены все намеченные на первое полугодие 2010 года проверки. Внесение новых субъектов в эти планы законодательством не предусматривается.
Так, в координационные планы на первое полугодие 2010 года в областях и г. Минске включено 36,8 тыс. проверок. Это - проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов и проверки, проводимые надзорными органами. Практически идентичное число проверок (36,5 тыс.) составляли и координационные планы контрольной деятельности на первое полугодие 2008 года. Однако эти планы тогда не учитывали проверки надзорных органов, которые, согласно результатам многолетнего мониторинга, составляют более 70% от общего количества всех проводимых в республике проверок.
Отсюда можно сделать вывод, подчеркнули в КГК, что задача по сокращению количества проверок, на выполнение которой, главным образом, направлен указ № 510, выполняется. Плановые проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими контролирующими и надзорными органами только в форме совместной проверки. Проведение нескольких плановых проверок одного и того же субъекта в течение календарного года не допускается.
Не допускается проверка контролирующими и надзорными органами субъекта по одному и тому же вопросу за один и тот же период. Проверка субъекта проводится за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего года. Проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное. В случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта.
Один из основных принципов указа № 510 - не наказывать за мелкие экономические ошибки или просчеты. Главой государства определены основания малозначительности правонарушений, при наличии которых правонарушения не влекут административной ответственности при условии устранения юридическими лицами и предпринимателями нарушений и (или) возмещения причиненного вреда государству или иным лицам в течение трех рабочих дней со дня подписания акта проверки.
Введение такого рода "амнистии" снижает давление на проверяемые субъекты, поскольку предусмотренный законодательством штраф может в несколько раз превышать денежную оценку нарушения законодательства.
Указом № 510 усилены меры ответственности за совершение субъектами грубых нарушений законодательства вплоть до ликвидации организаций (прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей). Определены единые сроки проведения проверок. Как правило, решение о продлении срока проведения проверки разрешено принимать руководителям контролирующих и надзорных органов республиканского уровня. О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения. Форма уведомления будет установлена правительством.
Предусматривается и ряд других изменений и нововведений в осуществление контрольной (надзорной) деятельности. Определены четкие критерии, по которым могут назначаться внеплановые проверки. Основанием для них могут быть наличие у контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, историко-культурным ценностям, имуществу юридических и физических лиц. Также внеплановые проверки могут проводиться в случае использования (расходования) проверяемым субъектом бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки. Эти проверки могут назначаться по поручениям президента, Президиума Совета министров, а также четко определенным перечнем руководителей, в том числе председателем Комитета госконтроля и его заместителями, председателями областных комитетов госконтроля, генеральным прокурором и его заместителями, руководителями других контролирующих органов в пределах их компетенции.
Кроме того, при необходимости оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности возможно проведение внеплановой тематической оперативной проверки. Указом № 510 определены 8 органов, которые могут проводить такие проверки по строгому перечню оснований.
Органами Комитета госконтроля не будут проводиться проверки организаций и предпринимателей (обособленных подразделений) в течение двух лет со дня государственной регистрации (присвоения учетного номера плательщика) при условии соблюдения этими субъектами законодательства. Однако если появится информация о лжепредпринимательстве, совершении незаконных финансовых операций и коррупционных правонарушений, легализации доходов, полученных незаконным путем, финансировании терроризма, либо будет возбуждено уголовное дело, то будут проводиться внеплановые проверки.
Под постоянным контролем органов Комитета госконтроля будут находиться вопросы использования бюджетных средств, госимущества и мер господдержки. Такие проверки разрешены указом № 510, поскольку обеспечивают экономическую безопасность государства.
Главная особенность указа состоит в том, что он стал первым в республике законодательным актом, установившим единый порядок планирования и осуществления контрольной и надзорной деятельности. Если в рамках исполнения действовавшего ранее указа от 15 ноября 1999 г. № 673 была обеспечена координация только проверок финансово-хозяйственной деятельности (проверок контролирующих органов), то указ № 510 упорядочил и проверки надзорных органов.
Основные нововведения, предусмотренные указом: полностью изменен подход к планированию контрольной и надзорной деятельности. Так, плановые проверки субъектов хозяйствования будут назначаться только с учетом отнесения их к группам риска. При этом проверки будут проводиться не чаще, чем раз в год для субъектов, отнесенных к высокой группе риска, раз в три года - к средней группе риска и раз в пять лет - к низкой группе риска. Кроме того, наряду с иными ограничениями на проведение проверок вводится двухлетний мораторий для проверок вновь созданных субъектов хозяйствования.
Проверки будут проводиться в соответствии с полугодовыми координационными планами, которые будут размещаться на сайте Комитета государственного контроля к 15 декабря и к 15 июня (www.kgk.gov.by). В координационные планы включены все намеченные на первое полугодие 2010 года проверки. Внесение новых субъектов в эти планы законодательством не предусматривается.
Так, в координационные планы на первое полугодие 2010 года в областях и г. Минске включено 36,8 тыс. проверок. Это - проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов и проверки, проводимые надзорными органами. Практически идентичное число проверок (36,5 тыс.) составляли и координационные планы контрольной деятельности на первое полугодие 2008 года. Однако эти планы тогда не учитывали проверки надзорных органов, которые, согласно результатам многолетнего мониторинга, составляют более 70% от общего количества всех проводимых в республике проверок.
Отсюда можно сделать вывод, подчеркнули в КГК, что задача по сокращению количества проверок, на выполнение которой, главным образом, направлен указ № 510, выполняется. Плановые проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими контролирующими и надзорными органами только в форме совместной проверки. Проведение нескольких плановых проверок одного и того же субъекта в течение календарного года не допускается.
Не допускается проверка контролирующими и надзорными органами субъекта по одному и тому же вопросу за один и тот же период. Проверка субъекта проводится за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего года. Проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное. В случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта.
Один из основных принципов указа № 510 - не наказывать за мелкие экономические ошибки или просчеты. Главой государства определены основания малозначительности правонарушений, при наличии которых правонарушения не влекут административной ответственности при условии устранения юридическими лицами и предпринимателями нарушений и (или) возмещения причиненного вреда государству или иным лицам в течение трех рабочих дней со дня подписания акта проверки.
Введение такого рода "амнистии" снижает давление на проверяемые субъекты, поскольку предусмотренный законодательством штраф может в несколько раз превышать денежную оценку нарушения законодательства.
Указом № 510 усилены меры ответственности за совершение субъектами грубых нарушений законодательства вплоть до ликвидации организаций (прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей). Определены единые сроки проведения проверок. Как правило, решение о продлении срока проведения проверки разрешено принимать руководителям контролирующих и надзорных органов республиканского уровня. О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения. Форма уведомления будет установлена правительством.
Предусматривается и ряд других изменений и нововведений в осуществление контрольной (надзорной) деятельности. Определены четкие критерии, по которым могут назначаться внеплановые проверки. Основанием для них могут быть наличие у контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, историко-культурным ценностям, имуществу юридических и физических лиц. Также внеплановые проверки могут проводиться в случае использования (расходования) проверяемым субъектом бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки. Эти проверки могут назначаться по поручениям президента, Президиума Совета министров, а также четко определенным перечнем руководителей, в том числе председателем Комитета госконтроля и его заместителями, председателями областных комитетов госконтроля, генеральным прокурором и его заместителями, руководителями других контролирующих органов в пределах их компетенции.
Кроме того, при необходимости оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности возможно проведение внеплановой тематической оперативной проверки. Указом № 510 определены 8 органов, которые могут проводить такие проверки по строгому перечню оснований.
Органами Комитета госконтроля не будут проводиться проверки организаций и предпринимателей (обособленных подразделений) в течение двух лет со дня государственной регистрации (присвоения учетного номера плательщика) при условии соблюдения этими субъектами законодательства. Однако если появится информация о лжепредпринимательстве, совершении незаконных финансовых операций и коррупционных правонарушений, легализации доходов, полученных незаконным путем, финансировании терроризма, либо будет возбуждено уголовное дело, то будут проводиться внеплановые проверки.
Под постоянным контролем органов Комитета госконтроля будут находиться вопросы использования бюджетных средств, госимущества и мер господдержки. Такие проверки разрешены указом № 510, поскольку обеспечивают экономическую безопасность государства.