Частные страховщики так и не дождались обещанной либерализации
Частные страховые компании, по всей видимости, не смогут участвовать в страховании тех видов деятельности, лицензирование которых планируется заменить обязательным страхованием. Об этом «Белорусским новостям» сообщил вице-председатель Белорусского союза предпринимателей Виктор Хомярчук.
Напомним, что документ о замене страхования лицензированием готовился Минфином, а его принятие ранее было запланировано на 1 января 2010 года. По проекту, минимальный размер страховой суммы установлен на уровне 5 тыс. базовых величин (175 млн. рублей). Проектом также предусмотрено, что средний страховой тариф для организаций и ИП составит 0,6% от размера страховой суммы, или около 1 млн. рублей. Обязательное страхование не планируется распространять лишь на розничную торговлю и общепит.
Вместе с тем, «по последним данным, частные страховые компании по неким формальным признакам из проекта указа были исключены. Хотя предпринимательское сообщество настаивало на том, чтобы этот вид страхования проводили все страховые компании», отметил В.Хомярчук.
Таким образом, можно сделать вывод, что государство по-прежнему не намерено допускать частные страховые компании к работе в сегменте обязательного страхования, оставляя такую возможность только государственным компаниям. Несмотря на то, что частные компании составляют две трети всех страховых организаций Беларуси, на них по результатам за 2008 год пришлось лишь 16% от общего количества страховых взносов.
В текущем году в некоторых компаниях усилилась тенденция сокращения разницы между полученными страховыми взносами и страховыми выплатами. В частности, один из самых крупных игроков на рынке компания «B&B Insurance Co» за январь-октябрь привлекала взносов по договорам прямого страхования и сострахования на сумму более 71 млрд. рублей, в то же время выплатила страхового возмещения по договорам прямого страхования и сострахования более 67 млрд. рублей.
Хотя в этом году страховщики рассчитывали на либерализацию. «Еще в 2008 году правительством на Лондонском инвестиционном форуме были продекларированы намерения по проведению политики либерализации страхования, — напомнил В.Хомярчук. — Даже появился проект указа президента, который предусматривал целый ряд достаточно либеральных моментов, в частности, касающихся изменения действующей модели перестрахования, страхования жизни».
Документом планировалось допустить частные страховые компании к обязательному страхованию, в том числе к «автогражданке». Однако надежды страховщиков не оправдались. Никакой либерализации страховой рынок не ощутил.
Частные компании, не получившие равных возможностей работы на рынке с государственными, в текущем году активно конкурировали между собой путем снижения тарифов, и демпинговыми ценами пытались переманивать клиентов. «Демпинг в этом году повлиял на рынок. Страховые выплаты росли более высокими темпами, чем поступления», — отметил В.Хомярчук.
Кроме этого появилось несколько законодательных инициатив, которые страховщиками были восприняты неоднозначно. В частности, правительство захотело привлечь страховщиков к разгрузке складов отечественных предприятий введением обязательного страхования финансовых рисков при экспорте.
Для экспортеров это означало повышение стоимости продукции, для страховщиков — дополнительные финансовые риски. Поскольку страхование предполагалось сделать обязательным, то страховщик ставился в условия, когда он не мог отказать страхователю в заключении договора страхования, даже если у него были сомнения в добросовестности компании.
В этой связи любой предприниматель мог создать контрагента за рубежом и отгрузить ему товар. Далее все просто. Выручка в Беларусь не поступает, и экспортер заявляет страховой случай.
«Но эта законодательная инициатива не нашла продолжения, — отмечает В.Хомярчук. — Надеюсь, к такой форме страхования финансовых рисков мы больше не вернемся».
При этом эксперт подметил, что «странные для страховой практики проекты удивительно быстро проходят процедуру согласований. А проекты, которые связаны с коренным реформированием страхового рынка, проходят через Администрацию президента годами».
Еще один из болезненных и до сих пор не решенных вопросов для частных страховщиков — обеспечение равных с государственными компаниями условий страхования жизни. По действующему законодательству, если предприятие заключает договор с государственным страховщиком, то взносы по страхованию жизни и дополнительных пенсий включаются в затраты по производству и реализации продукции. Компании, которые страхуются по этим видам страхования у частных организаций, уплачивают страховые взносы из прибыли.
Поскольку около 97% заключенных договоров по страхованию жизни приходится на корпоративное страхование, и лишь 3% — на индивидуальное страхование, то эти договоры заключаются в основном у государственных страховщиков.
Отсюда и выходит, что в январе-сентябре 2009 года более 72% страховых взносов по страхованию жизни (включая пенсионное страхование) пришлось на государственного страховщика РДУСП «Стравита».
«В следующем году я также не ожидаю серьезной либерализации условий деятельности для частных страховых компаний. Для них за последнее время почти ничего не изменилось», — отметил В.Хомярчук.
Вместе с тем на пресс-конференции 3 декабря генеральный директор Белорусской ассоциации страховщиков Ирина Мерзлякова заявила о том, что Минфин Беларуси подготовил проект указа о внесении изменений в ряд ранее принятых документов по страхованию. Речь, в частности, идет о допуске иностранных компаний к страхованию жизни, а также изменениях, касающихся возможности предприятий относить страховые взносы на себестоимость независимо от формы собственности страховой компании.