"100 дорог": Беларуси пустят сок
Бытует мнение, что такого явления, как белорусский сок, вообще не существует в природе. Ну, что у нас – экзотические фрукты растут? Да и импортируется к нам большей частью не сок, а нечто, привычно именуемое нами соком. При производстве основной массы так называемого сока в нашей стране, равно как и в соседних России или Украине, используется израильский концентрат. Иными словами, импортозамещающие белорусские предприятия, чья продукция и занимает те самые 40% на прилавках супер- и гипермаркетов, покупают в Израиле концентрат, разводят его с водой, добавляют на свой вкус консерванты, красители, стабилизаторы и прочие пищевые добавки, упаковывают и продают как "Зроблена ў Беларусi". Такое вот импортозамещение.
Но дело даже не в том, что, в сущности, один и тот же товар нам продают под разными марками. Обидно другое. Оказывается, в Беларуси производят и натуральный сок! Только об этом мало кому известно. Буквально в апреле 2009 года Барановичский комбинат пищевых продуктов запустил собственное производство соков из белорусских овощей и фруктов. Больше чем за полгода предприятию так и не удалось вывести новый товар на большие рынки. Но обо всем по порядку.
Образовалось предприятие сразу после Великой Отечественной войны. Тогда на Пищекомбинате построили кондитерский цех и пытались наладить производство пряников и вафель. К 60-м годам здесь появилось производство плодоовощных консервов, пива и соков. В 1963 году Пищекомбинат принялся за винодельческое производство. В пивных цехах выпускали квас, "Тархун", "Дюшес" и прочие безалкогольные шипучие напитки. В 90-х годах пивобезалкогольные цеха закрыли на реконструкцию, которая и по сей день не завершена. В 1999-м здесь первыми в Беларуси начали производить растворимый кофе и кофейные напитки. Тогда же предприятие получило международный приз "Золотая Америка" за качество концентрированного яблочного сока, который тогда успешно шел на экспорт.
Скачать видео (4 Мб)
В начале 2009 года ситуация на предприятии была следующей: 20% производства составляли консервированные овощи и кофейные напитки, 80% – плодово-ягодные вина, настойки и ликеры. Все остальные производства к этому времени уже остановились. Наконец, к апрелю были закончены пуско-наладочные работы и запущена новая линия на новом оборудовании – по производству новой продукции, натуральных соков.
Громкий девиз нового бренда "Качество не боится конкуренции" пока что не срабатывает. При всех очевидных преимуществах натуральных соков ни один крупный игрок на рынке не хочет брать на продажу продукцию маленького провинциального комбината. Сети супер- и гипермаркетов отказываются работать по прямым договорам, а на большие "откаты" у комбината средств нет. Оптовики тоже неохотно берут новую продукцию: только-только наладили какое-то маломальское сотрудничество с базами "Белбакалея" и "Минбакалеяторг".
"Ни для кого не секрет, что весь рынок давно поделен, – сетует директор БКПП Александр Тарасевич, – и пробиться туда очень сложно. Тут выигрывает не тот, у кого более качественный товар, а тот, чей товар принесет большую прибыль продавцам".
Комбинат занимается настоящим производством, а не восстановлением соков из чужих концентратов. В сезон закупается местное сырье: яблоко, черника, слива, вишня, смородина и прочая ягода, томат, тыква, морковь. Все эти дары природы здесь же перерабатываются в пюре, из которого производится сок с мякотью. Делают здесь и персиковый сок – но не из концентрата, а из персиков. Конечно, получается дороже, чем "просто добавить воды". Но кто поспорит с тем, что такой сок полезнее?
"Мы сами отвечаем за качество нашего продукта, потому что держим в руках живую морковку или яблоко, из которых делаем свой сок, – рассказывает директор комбината. – Мы не могли бы гарантировать качество сока из чужого концентрата, а здесь можем и гарантируем. Только кому наше качество нужно, если закупочная цена выше? Мы же тендеры не выигрываем, потому что там наша продукция проходит под той же категорией "соки", что и дешевые нектары, и восстановленные напитки. Конечно, наши натуральные соки не выигрывают тендеры! По такой же схеме, если бы проводили тендер на колбасные изделия, не разграничивая по качеству, побеждала бы одна ливерная колбаса – как самая дешевая, – и на прилавках бы не было колбас высшего сорта".
Таким образом, в Барановичах производят принципиально другой товар, нежели тот, что мы видим на прилавках столичных магазинов. Причем разливают его не в дешевые тетрапаки, а в стеклянные бутылки, которые дольше и лучше сохраняют полезные свойства фруктов. Но и это преимущество оборачивается недостатком, когда дело касается торговли. Стеклянные бутылки не столь удобны в транспортировке, да и конечный покупатель, по мнению продавцов, не готов переплачивать за качество. Но так ли это на самом деле? Выяснить это можно только на практике – выставив эти соки на прилавок. А кто рискнет и во время кризиса вложит средства в непроверенный товар? Круг замкнулся.
А пока что уникальные для страны соки забивают необъятные склады комбината. Александр Тарасевич уже идет на поводу у рынка – устанавливает еще одну линию розлива соков в тетрапаки. Средства на новое оборудование для этой линии выделялись местными властями на этот год, но при пересмотре бюджета до комбината так и не дошли. Выделят ли их в следующем году, неизвестно. Остается надеяться на то, что рынок не заставит комбинат пойти на последнюю меру – пожертвовать ради прибыли качеством продукции.
Так что прав Зенон Ломать в своем негодовании. Только корень зла несколько неверно определен: не в импорте тут дело и не в отсутствии достойной продукции отечественного производства, а в ангажированности, коррумпированности и прагматичности торговли. По уму продукция Барановичского комбината пищевых продуктов должна занять достойное место на прилавках как товар премиум-класса, а на деле – пылится на складах. Кто виноват и что делать?
* * *
Каждый интернет-пользователь сможет не просто читать и смотреть наши репортажи, но и дополнить наш интерактивный атлас любой полезной информацией - от текстовых сообщений об интересных местах и людях нашей Родины до фотографий и видеороликов. Тексты, фото и видео, а также контактную информацию для организации встреч с журналистами вы можете присылать на адрес проекта 100dorog@tutby.com. Для контактов с командой проекта доступен номер ICQ 470659469 либо Skype radiotutby.
* * *
Читайте по теме "100 дорог":
"100 дорог": Первый интерактивный мультимедийный атлас Беларуси
"100 дорог": Бактерия в бокале
"100 дорог": Далекая и близкая Александрия
"100 дорог": Колбаса haute couture
"100 дорог": Две стороны медали
Технический партнер проекта
| СП ЗАО "ЮНИСОН" - единственный производитель легковых и специальных автомобилей в Беларуси. Компания производит маршрутные такси и медицинскую технику на базе автомобилей "Газель", "Рено", "Форд" и других. Подробности на сайте www.unison.by. |
Легковой автомобиль Samand, который выпускается СП ЗАО "ЮНИСОН", отличается экономичностью, надежностью, легким и комфортным управлением. В своем классе Samand - это сбалансированное решение с точки зрения безопасности, комфорта и стоимости. Подробности на сайте www.samand.by. |
Партнер проекта
Шинный центр "Мастер" - профессионал на рынке шин для легковых автомобилей и коммерческого транспорта. Мы не только продаем шины ведущих мировых производителей, но и предлагаем сервисное обслуживание шин. Главные принципы работы: удобство клиента, широкий ассортимент и безупречное качество сервиса. |