Подарок для акционеров
С августа по декабрь 2009 года акции ОАО "Пивзавод "Оливария" взлетели в цене в 2,8 раза - с 250 тыс. до 700 тыс. BYR за акцию (рост на 180%), что стало настоящим подарком для акционеров компании.
Сейчас перед ними стоит вопрос: продавать свои акции или ждать продолжения роста? Насколько оправдан текущий уровень цен и чего можно ожидать в ближайшем будущем?
"Пузырь" не исключается.
Попробуем разобраться в ситуации. Большую часть текущего года сделки с акциями осуществлялись по ценам 250 тыс. BYR за акцию, но начиная с августа благодаря приобретению акций одним из крупных акционеров ОАО начался рост цен на них, и в конце ноября цены достигли 700 тыс. BYR.
В результате показатель оценки акций P/S (отношение цены акции к продажам в расчете на одну акцию) изменился с 0,4 до 1,2. Это привело к тому, что текущая оценка ОАО стала вполне адекватной, даже, возможно, завышенной, поскольку акции некоторых первоклассных мировых пивоваренных компаний продаются даже дешевле (по соотношению P/S).
По-видимому, рассчитывать на обоснованный рост цен акций владельцам особенно не приходится. Но, безусловно, вероятность роста есть, и связана она может быть с двумя факторами.
Во-первых, не исключен необоснованный рост цен на акции, так называемый "пузырь". Расхожее обывательское мнение о том, что "у нас все дешево", может наложиться на адаптивное мышление участников рынка ("раз растет, значит, и будет расти"). Развивающиеся рынки подвержены появлению "пузырей". Одним из недавних примеров можно назвать ситуацию на фондовом рынке России в 2008-2009 гг., где вслед за резким ростом последовал еще более быстрый спад.
Во-вторых, существует вероятность бурного роста продаж на нашем рынке, и это оправдывает более высокую оценку, чем у зарубежных аналогов.
Неоправданные надежды.
Однако надежды на рост продаж могут не оправдаться, хотя на протяжении многих лет неоднократно высказывались мнения, в том числе высокопоставленных чиновников, о том, что потребление пива в Беларуси по аналогии с соседними странами будет энергично возрастать на протяжении длительного временного отрезка.
В качестве аргументов выдвигались низкие (относительно классических "пивных" стран) показатели подушевого потребления и рост благосостояния, что должно было способствовать переходу на слабый и более дорогой (в расчете на чистый спирт) алкоголь.
Подобная логика стала настолько общепринятой, что ее встроили и задекларировали в своих планах как правительство Беларуси, так и игроки рынка (стратегические и мелкие инвесторы, операционное руководство компаний и т. д.). Тем болезненнее и неприятнее оказалась реальность, а именно - экономические неурядицы, стагнация и даже снижение потребления пива в Беларуси, в результате чего спад производства составил по итогам 10 месяцев этого года 9%. Однако розничные продажи пива выросли только на 5% (в денежном исчислении). Такой диссонанс означает, что расширяется присутствие импорта.
Избыток мощностей.
Общая мощность всех пивоваренных предприятий РБ на начало 2009 года составляла 59,4 млн. дал. К началу же 2010 года совокупная мощность всех шести основных игроков (97% производства пива в стране) достигнет 67 млн. дал, в результате чего коэффициент загруженности мощностей упадет с 60 до 50%.
Кто будет покупать весь продукт, сваренный на этих мощностях, если в текущем году отечественный рынок потребит не более 50 млн. дал (сохранение потребления на уровне 2008 года), а производство составит не более 33 млн. дал по оценкам самих компаний (35 млн. дал в 2008 году)? Очень хотелось бы ответить: экспорт, но вряд ли, ведь местных пивоваров импорт теснит даже на своем, достаточно защищенном, рынке.
В разрезе компаний самое худшее положение у "Сябра" - загрузка мощностей составит в ближайшем будущем менее 25%, чуть лучше положение у "Речицапиво" - около 50%, у "Брестского пива" и "Крыницы" - около 60%, у "Лидского пива" и "Оливарии" этот коэффициент достигает 70 и 90% соответственно.
Можно ожидать, что в ближайшие несколько лет потребление пива в стране будет в лучшем случае стагнировать, в худшем - сокращаться. Отраслевая структура складывается неблагоприятно для действующих игроков, однако компания "Оливария" достаточно устойчиво позиционирована, чтобы пережить этот период, показав результаты не хуже рынка.
Текущая рыночная цена акций "Оливарии", по нашему мнению, уже несколько вышла (примерно на 40%) за пределы "справедливой". Дальнейший рост цен на акции данного ОАО был бы необоснованным, а значит, краткосрочным. Прочие факторы - репутация стратегического акционера, степень долговой нагрузки компании и прочее - представляются относительно благоприятными.
Обзор подготовлен инвестиционной компанией "Деним Трейдинг". Полная версия обзора размещена на корпоративном сайте компании www.denim.by.