Новый приватизационный порыв
Амбициозные планы по росту экономики в 2010 году будет проблематично выполнить без реальной приватизации, считают в Минэкономики и Нацбанке.
Будут ли реализованы эти призывы или же по-прежнему останутся декларациями, покажет время.
Новый министр экономики Беларуси Николай Снопков в ходе заседания президиума правительства 22 декабря обозначил экономические приоритеты на ближайшую перспективу. В том числе он прямо заявил о необходимости шире использовать возможности приватизации как инструмента привлечения инвестиций, что будет способствовать выполнению смелых прогнозных показателей 2010 года.
Основной фактор успеха.
"Привлечение инвестиций через механизм приватизации приобретает особую актуальность", - подчеркнул Н. Снопков. Более того, он рассматривает "привлечение в страну инвестиций как основной фактор успеха выполнения поставленных задач".
Н. Снопков заявил о необходимости "привлечения капитала крупных мировых брендов и транснациональных корпораций" и порекомендовал госчиновникам уже в начале 2010 года определить перечень конкретных предприятий для "проработки с инвесторами".
По-новаторски прозвучало предложение нового министра, адресованное местным госорганам. Он порекомендовал им определить перечень земельных участков, которые можно "предоставить инвесторам без аукционов для создания производств".
При этом глава экономического ведомства страны рассматривает приватизацию и как фискальный инструмент, с помощью которого можно пополнить госбюджет.
Сегодняшняя ситуация министра не устраивает. Необходимого ускорения в 2009 году "процесс приватизации не получил", заявил Н. Снопков. План поступления денежных средств в бюджет от приватизации в 2009 году будет выполнен только на 12,5%.
Что предлагает новый руководитель?
Создать на базе РУП "Национальное инвестиционное агентство" новое госучреждение, которое будет координировать процесс привлечения инвестиций через приватизацию, - РУП "Национальное агентство по инвестициям и приватизации".
Были сказаны правильные слова о том, что новое госучреждение должно работать в сотрудничестве с единым международным консультантом, а также о необходимости дальнейшего совершенствования приватизационного законодательства Беларуси с учетом рекомендаций международных финансовых институтов.
Министр считает важным расширить список объектов приватизации путем сокращения перечня объектов, находящихся исключительно в госсобственности. Кроме того, нужно определить перечень объектов недвижимости, которые будут безвозмездно передаваться предпринимателям под обязательство создать новые рабочие места.
Все эти приватизационные инициативы, как было отмечено, уже внесены в проект плана совместных действий правительства и Нацбанка по обеспечению выполнения прогноза по росту экономики в 2010 году на 11-13%.
Декларации без базы.
Приватизационный энтузиазм нового министра экономики, конечно же, похвален. Но все эти заявления прозвучали свежо лишь потому, что произнес их недавно назначенный министр. Аналогичные задачи в постановочном ключе перед приватизаторами ставились неоднократно.
Достаточно вспомнить, как в начале февраля на заседании президиума Совмина премьер-министр
Беларуси С. Сидорский подверг критике отраслевые министерства и Госкомимущество (ГКИ) за медлительность в привлечении инвесторов.
ГКИ согласилось с критикой и готово было ускорить приватизацию и принять необходимые меры по привлечению инвесторов.
Прежде всего, заявила тогда директор Фонда государственного имущества Госкомимущества Наталья Жерносек, капитальной ревизии требует сам закон о приватизации. Он принят еще в начале 1993 года, хотя за это время многое изменилось в законодательстве и в подходах к реформированию госсобственности.
Речь шла о необходимости в рамках закона разработать более гибкий механизм определения цены продажи акций, упростить многие вопросы продажи, стимулировать инвесторов к покупке убыточных предприятий и т. д.
Новый законопроект ГКИ подготовило в сжатые сроки, он был включен в план нормативно-правовых актов для рассмотрения в 2009 году, однако, как писал "БР" (см. № 50/2009), в этом году в повестку сессии он даже не попал.
Еще одна приватизационная новация начала 2009 года - создание при правительстве межведомственной рабочей группы. Руководителем группы был назначен председатель Государственного комитета по имуществу Георгий Кузнецов, заместителями - замминистра экономики Олег Мельников и первый зампредседателя Госкомимущества Сергей Пятков. В ее состав вошли также заместители руководителей Генпрокуратуры, Комитета госконтроля, Минфина, Минюста, Минпрома, Минтранса, Минстройархитектуры, директор Фонда государственного имущества.
Именно этой группе поручалось обеспечить оперативное рассмотрение вопросов распоряжения государственным имуществом в целях его более эффективного использования.
Но, судя по критическим замечаниям нового министра экономики, эти меры не дали должного результата, они не помогли ускорить процесс приватизации в стране.
Кризис, конечно же, серьезно поджимает: даже противникам реформ становится все очевиднее, что без приватизации и привлечения прямых инвестиций белорусскую экономику будет трудно спасти.
Однако без существенных изменений в экономической политике страны сама по себе смена вывески - с РУП "Национальное инвестиционное агентство" на РУП "Национальное агентство по инвестициям и приватизации" - ничего не даст. Если вспомнить историю отечественной приватизации, то похожая структура в нашей стране уже существовала, однако существенно повлиять на инвестиционный климат она не смогла.
В связи с этим показалось непонятным, почему новый министр, оценивая приватизационный процесс в стране, не вспомнил о программе сотрудничества с МФВ. Ведь международные эксперты выразили готовность помочь белорусскому правительству организовать процесс приватизации в соответствии с международными стандартами. И с этой целью было предложено создать агентство по приватизации, о котором Н. Снопков даже не обмолвился.
Так что, несмотря на благие пожелания нового главы экономического ведомства, вряд ли следует ожидать приватизационного прорыва в Беларуси в 2010 году. Нет для этого элементарных предпосылок. Несмотря на обещания и старания правительства, в 2009 году так и не были приняты два ключевых приватизационных документа - закон о приватизации и новый закон об объектах, находящихся в госсобственности, которые должны были создать базу для реформирования экономики.