Идет перестрелка
За считанные дни до завершения года ситуация на переговорах об условиях поставки российской нефти в Беларусь неожиданно обострилась. Вице-премьер РФ Игорь Сечин 18 декабря перед началом совещания по развитию строительства флота для ВМФ РФ сообщил журналистам, что в последнее время в СМИ появляются различные комментарии об энергетическом сотрудничестве России и Беларуси.
"Я видел разные интерпретации, в том числе, что российская сторона в очередной раз проиграла, - это касалось информации о беспошлинных поставках до 9 млн. т нефти в год в направлении Беларуси, - сказал И. Сечин и далее разъяснил: - Во-первых, нельзя строить экономическое сотрудничество за счет одного партнера - такого в бизнесе не бывает, чтобы один всегда выигрывал, а второй все время проигрывал, можно лишиться партнера: это относительно того, кто проигрывает, а кто выигрывает".
Он уточнил, что беспошлинная нефть будет предложена Беларуси только для внутреннего потребления, "зато все остальные объемы должны быть обложены 100-процентным сбором таможенных платежей".
Для Беларуси самый принципиальный вопрос в нефтяном контексте - объем беспошлинных поставок.
По данным Минэнерго РФ, объем внутреннего потребления Беларуси - около 6 млн. т. Однако, как подчеркнул российский вице-премьер, конечные цифры необходимо уточнять, так как Беларусь имеет внутреннюю добычу на 1,5 млн. т, "все эти аспекты должны быть учтены".
При этом И. Сечин очень подробно описал подоплеку введения спецпошлины на поставку нефти в Беларусь. Он напомнил, что в 1990-х годах сложилась практика беспошлинных поставок всех объемов нефти и нефтепродуктов в направлении Беларуси, в связи с чем российский бюджет начал нести потери. Затрагивался при этом и вопрос конкурентоспособности российских переработчиков.
"Даже с учетом других режимов одна тонна нефтепродуктов, выработанных на заводах в Беларуси, примерно на 8,5 USD/т выгоднее, чем аналогичный продукт, выработанный на российских заводах, в том числе за счет применения таможенных льгот", - сказал И. Сечин.
В 1995 году было подписано двустороннее соглашение об условиях поставки нефти и разделе экспортной пошлины и экспорте нефтепродуктов. "Это соглашение предусматривало введение режима компенсации выпадения таможенных пошлин нашему бюджету в пропорции 15 к 85", - отметил И. Сечин. В результате, по его словам, в 1995 году Россия получила в виде компенсаций 6,8 млн. USD, за 10 месяцев 1996 года - 1,7 млн. USD, с 1997-го по 2001 год вообще не получала никакой компенсации, а затем белорусская сторона денонсировала это соглашение в одностороннем порядке.
Это, по словам российского вице-премьера, "сделало необходимым в 2006 году инициировать введение 100-процентной выплаты пошлины".
Напомним, что на этот шаг Россия пошла, отчаявшись когда-нибудь завершить затяжной торг по нефтяному вопросу. Официальный Минск держался упрямо, не желая терять нефтяные прибыли. Тупик, в который зашли стороны, спровоцировал тогда нефтяную войну между странами. Компромисс стороны нашли лишь в январе 2007 года, подписав соглашение о сотрудничестве в нефтяной сфере на 3 года, которое истекает в 2009 году.
Компромисс был найден благодаря введению спецпошлины на поставки нефти в Беларусь, которая на самом деле никогда не была пошлиной в классическом понимании, а представляет собой механизм раздела прибыли от экспорта нефтепродуктов, выработанных из российской нефти на белорусских НПЗ. Следует отметить, что объем нефти для внутреннего потребления Беларуси (6-7 млн. т) пошлиной никогда не облагался.
Первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко, отвечая 11 декабря на вопросы журналистов в отношении поставок нефти, был спокоен. По его словам, стороны сошлись на том, что беспошлинные поставки российской нефти для внутреннего потребления Беларуси в 2010 году составят 8-9 млн. т.
Поскольку ранее объем нефти для внутренних поставок был определен в размере 6-7 млн. т, увеличение беспошлинной квоты могло означать, что белорусская сторона выторговала для себя определенный бонус, ссылаясь на рост потребления нефтепродуктов в стране.
Похоже, что взаимоотношения России и Беларуси напоминают конец 2006 года. Стороны вновь торгуются за нефтяные дивиденды, причем никто не собирается поступаться своими интересами. Не случайно И. Сечин публично предупредил Минск о недопустимости повторения ситуации трехлетней давности.
По его словам, белорусская сторона должна до конца 2009 года "подписать соответствующие правоустанавливающие документы", - в противном случае весь объем поставок нефти на белорусские НПЗ Россия будет облагать пошлиной в полном объеме.
"Мы находимся с ними в тесном контакте, завтра продолжим работу в Москве, а в январе-феврале мы должны будем завершить работу по всему комплексу вопросов, в том числе и по загрузке перспективного НПЗ в Беларуси", - сказал И. Сечин. Он также сообщил, что президенты поручили сторонам договориться о поставках нефти до конца 2010 года.
При этом почему-то российский вице-премьер упустил из виду ключевой вопрос: механизм распределения прибыли от экспорта нефтепродуктов.
Согласовали ли стороны при отмене спецпошлины схему распределения прибыли от экспорта нефтепродуктов? Ведь три года назад именно этот вопрос стал камнем преткновения в отношениях партнеров. Желая иметь в своих руках инструмент гарантированного распределения нефтяных дивидендов, Москва в то время как раз и настояла на введении спецпошлины, которую сейчас собираются отменить.
Справка. Рабочие группы специалистов под руководством минфинов РФ и Беларуси завершили подготовку проекта межправительственного соглашения по сотрудничеству в нефтяной сфере к ноябрю 2009 года. Этим документом предлагалось пролонгировать на следующий год действующие в этом году правила. В первом полугодии 2010 года поставки нефти в Беларусь должны были облагаться спецпошлиной (правда, с маленьким плюсом для Беларуси после корректировки коэффициента спецпошлины), а затем с учетом создания Таможенного союза ее планировали либо отменить, либо пролонгировать.
Однако официальный Минск потребовал отменить пошлину на поставки нефти в Беларусь уже с 1 января 2010 года. Этот вопрос был в числе центральных на заседании ВГС 10 декабря в Москве. Под давлением белорусской стороны Дмитрий Медведев, как он сам выразился, "дал поручение положительно ответить на различные обращения", касающиеся сотрудничества в нефтяной сфере.
А недавно правительство России отстранило Минфин от переговоров с Беларусью по выработке условий в нефтяной отрасли и перепоручило эту работу Минэнерго РФ.