Бюджет-2010 субсидирует только богатых

Источник материала:  
21.12.2009 11:52 — Новости Экономики

Избитый тезис о социальной ориентации белорусского бюджета блекнет, если сопоставить отдельные статьи расходов. При тщательном рассмотрении тысяч цифр и десятков таблиц становится очевидным, что бюджет-2010 сверстан под двух основных лоббистов – белорусские нефтеперерабатывающие предприятия и резервный фонд президента.

В ситуации, когда, казалось бы, нужно поддерживать реструктуризационные планы предприятий, снижать налоговую и административную нагрузку на малый бизнес, правительство продолжает стоять на защите интересов нефтепереработчиков. Им в бюджете выделено более 4 трлн рублей субсидий на возмещение стоимости импортируемого углеводородного сырья. Поддержка нефтеперерабатывающих предприятий в 5,7 раза больше всех расходов на культуру и в 2,5 раза превышает расходы на дорожное строительство.
На совокупные расходы на топливо и энергетику в республиканском бюджете предусмотрено 5642,7 млрд. белорусских рублей. Получается, субсидии нефтепереработчикам составляют - 71,6%. Между тем, в ситуации сокращения российского энергетического гранта ответственное правительство концентрировало бы свои ресурсы на улучшении качества энергосистемы, на обновлении технологий производства энергии и на создание конкурентной среды.
Сравним субсидии нефтепереработчикам с отдельными расходными статьями бюджета. Например, на содействие занятости населения планируется потратить 119 млрд. рублей (почти в 34 раза меньше, чем отдельным операторам нефтяного рынка), на компенсацию потерь доходов от предоставления льготного проезда в транспорте будет потрачено 20,5 млрд. рублей (почти в 200 раз меньше). На оказание финансовой помощи молодым семьям государство потратит 19,9млрд. рублей (в 203 раза меньше), для многодетных семей на погашение задолженности по льготным кредитам предусматривается 32,1млрд. рублей (в 126 раз меньше). На мероприятия, связанные с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, собираются направить 128,2 млрд. рублей, (в 31,5 раз меньше) из них на выплату льгот и компенсаций населению - 121,3 млрд. рублей. На компенсацию затрат от предоставления льгот отдельным категориям граждан по оплате энергетической и тепловой энергии будет выплачено 12,6 млрд. рублей, по оплате природного и сжиженного газа - 16,4 млрд. рублей.
Очевидно, что авторы бюджета и те, кто его принимал, предпочитают поддерживать не бедных учителей, врачей и безработных, а тех, кто уже имеет не один миллион долларов на своем счету.
Даже объем ресурсов на компенсацию банкам потерь, связанных с предоставлением ими собственных ресурсов на льготное кредитование жилищного строительства (из республиканского бюджета предусмотрено выделить 1254,5 млрд. рублей) в 3,2 меньше, чем затраты на нефтеперерабатывающие предприятия.
Наличие в антикризисном бюджете такой статьи, как субсидии импортерам нефти, говорит не только о болезни бюджетной политики, но и о том, что власти продолжают помогать компаниям и секторам, которые обязаны работать с прибылью.
Резервный фонд «надули»
Одной из самых важных особенностей бюджета-2010 является резкое увеличение веса и значения резервного фонда. Если в законе о бюджете-2009, принятом в конце 2008 года, для этой структуры предусматривалось 324 млрд. рублей, то на 2010 год в ней планируется собрать 2,76 трлн. рублей. Эти деньги будут потрачены исключительно по решению президента на зарплату и трансферты населению, рост которых предусматривается в реальном выражении на 15%. Их также можно направить на увеличение субсидий жилищно-коммунальному хозяйству, финансирование госпрограмм, государственную поддержку аграрного сектора и научных организаций.
Концентрация в резервном фонде одного дополнительного миллиарда долларов (это больше, чем все расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности), несомненно, связано с президентскими выборами. Эти ресурсы будут использоваться как средства для снятия напряжения в отдельных предприятиях и секторах, а также для создания нужной мотивации у людей, участвующих в организации предвыборной кампании и в работе избирательных комиссий.
С другой стороны, увеличение объема резервного фонда сразу в 8,5 раз говорит о высокой степени недоверия президента как к закону о бюджете на 2010 год, так и к правительству. Эта крупная сумма нужна, чтобы до выборов закрывать «дырки» в бюджетной политике, банках и корпоративном управлении. Осталось только эти ресурсы собрать. Это тоже непросто.
Ярослав РОМАНЧУК

←Китай выкупает экономическое пространство в Беларуси

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика