Щедрость в направлении главного удара
21.12.2009
—
Новости Экономики
Военно-стратегический фактор далеко не полностью исчерпал себя во взаимоотношениях постсоветских государств.С момента заседания Высшего госсовета Союзного государства Беларуси и России прошло уже больше двух недель, но эксперты продолжают оживленно комментировать его итоги. Вслед за неназванными поначалу источниками в российских властных структурах авторы большинства публикаций рассматривают достигнутые там договоренности как однозначную уступку Москвы Минску.
Сторонники данной точки зрения умудрились даже подсчитать, что новые льготы по нефти и газу, которых белорусская сторона добилась от российской, обернутся для "Газпрома" и федерального бюджета не меньше чем в 2,5 млрд. USD. Правда, при этом никто пока не взял на себя труд объяснить, что же заставило Россию как бы ни с того ни с сего пойти на "аттракцион невиданной щедрости".
Комментируя ИА REGNUM итоги прошедшего 10 декабря в Москве заседания ВГС, российский политолог Михаил Ремизов заявил, что Россия вновь согласилась предоставить Беларуси льготы на энергоносители, следуя принципам Союзного государства.
Интересное заявление сделал на днях "Ведомостям" вице-президент Центра политтехнологий Сергей Михеев. По его словам, РФ, несомненно, имеет дивиденды от экономических уступок Минску, в первую очередь политические. Беларусь - "наш буфер на западной границе", признал политолог, "последний рубеж" - от российско-белорусской границы до Москвы всего 300 км. Поэтому руководство РФ смирилось с тем, что, хотя лояльность Лукашенко и обходится России достаточно дорого, стратегические выгоды от союзничества с ним стоят того.
Обозреватель интернет-издания "Взгляд" Геннадий Нечаев пишет, что единственным привлекательным для России ресурсом Республики Беларусь является ее положение стратегического предполья. Более того, сегодня РБ - это "клин", вбитый в глубину НАТО, "стратегический балкон", нависающий над европейским театром военных действий.
Беларусь согласно этой теории в случае чего способна стать и настоящей "удавкой" на шее Прибалтики. Дело в том, что на территории РБ находится 70-километровый коридор, по которому проходит единственная сухопутная дорога, связывающая страны Балтии с другими странами - членами НАТО. Эта артерия вполне может быть перерезана даже сравнительно небольшими силами, а при удачном развитии событий - сыграть роль сухопутного моста в Калининградскую область.
И хотя почти все белорусские дороги вытянуты в широтном направлении, дорожная сеть "белорусского балкона" обеспечивает возможность быстрого маневра вдоль меридиана. Как уже случалось во время сосредоточения 2-й (Неманской) русской армии против Восточной Пруссии в августе 1914 г., поворота 2-й танковой армии Гудериана на Киев летом - осенью 1941 г., развертывания войск Баграмяна и Черняховского против немецкой группировки в Прибалтике в 1944 г.
Российские стратеги сформулировали даже некое общее правило, согласно которому при любом конфликте России и Европы стороне, желающей держать в своих руках инициативу, выгоден контроль над Беларусью. Естественно, c военно-политической точки зрения эта страна "должна оставаться стратегическим союзником России во что бы то ни стало".
Отметим, что тезисы Г. Нечаева и других подобных авторов не являются неким новым словом в геополитике. Такого рода соображения не раз высказывались в прошлом государственными и военными деятелями, дипломатами и учеными различных соседних с Беларусью стран.
Если говорить о новейшей истории, то тут можно сослаться на исследование, подготовленное Российским институтом стратегических исследований (РИСИ) в 1995 г. вскоре после прихода к власти в РБ А. Лукашенко.
В нем, в частности, говорилось, что, учитывая незаменимую роль Беларуси в обеспечении стратегических интересов России на западном направлении, одной из приоритетных сфер сотрудничества двух стран является тесное взаимодействие в области обороны и национальной безопасности.
Особо подчеркивалось, что в политике Москвы по отношению к Минску должны превалировать долгосрочные государственные интересы, а не сиюминутная коммерческая выгода. Это, очевидно, следовало понимать так: в связи с тем, что в свете постсоветских реалий переход белорусских земель под прямой контроль Кремля невозможен, то любому существующему здесь режиму, соблюдающему интересы России, следует платить за это хорошую цену.
До сих пор эта нехитрая формула является своеобразным стержнем белорусско-российских отношений. Подтверждением тому можно считать содержание данного 1 июня 2009 г. президентом А. Лукашенко интервью главным редакторам газет "Известия", "Завтра" и журналов "Российская Федерация сегодня" и "Союзное государство".
Президент РБ назвал вопрос военной безопасности одним из важнейших во взаимоотношениях двух братских стран. Ведь на западном направлении России без Беларуси свою оборону не обеспечить. Особенно когда Североатлантический блок уже рядом и Украина всерьез посматривает в его сторону. В случае же если и Минск возьмет курс "на европейскую безопасность", то стратегические угрозы Москве возрастут на порядок. Но соблюдение РБ интересов безопасности РФ, в принципе, не может быть бесплатным... "Это не имеет цены".
Другое дело, что после прихода к власти В. Путина между славянскими братьями периодически происходит обострение отношений из-за разногласий относительно размера платы Беларуси за соблюдение геополитических и военно-политических интересов России. Руководство РФ считает запросы своего союзника чрезмерными и для вящей убедительности своих доводов время от времени прибегает к приемам, которые руководство РБ считает заведомо запрещенными (закрытие газовой задвижки, ограничение ввоза ряда видов продукции).
Но жизненную важность белорусского "коридора" ("балкона", "форпоста", "плацдарма" - кому как больше нравится) для обеспечения безопасности России никакими аргументами оспорить нельзя. Это и дает Минску возможность длительное время противостоять нажиму российских коммерсантов от власти и сохранять беспрецедентный для других постсоветских стран уровень экономических преференций со стороны Москвы.
Именно таким можно считать один из основных итогов недавнего заседания Высшего госсовета Союзного государства РБ и РФ. Правда, вряд ли можно назвать нынешний этап торга между членами этого образования последним.
Сторонники данной точки зрения умудрились даже подсчитать, что новые льготы по нефти и газу, которых белорусская сторона добилась от российской, обернутся для "Газпрома" и федерального бюджета не меньше чем в 2,5 млрд. USD. Правда, при этом никто пока не взял на себя труд объяснить, что же заставило Россию как бы ни с того ни с сего пойти на "аттракцион невиданной щедрости".
Комментируя ИА REGNUM итоги прошедшего 10 декабря в Москве заседания ВГС, российский политолог Михаил Ремизов заявил, что Россия вновь согласилась предоставить Беларуси льготы на энергоносители, следуя принципам Союзного государства.
Интересное заявление сделал на днях "Ведомостям" вице-президент Центра политтехнологий Сергей Михеев. По его словам, РФ, несомненно, имеет дивиденды от экономических уступок Минску, в первую очередь политические. Беларусь - "наш буфер на западной границе", признал политолог, "последний рубеж" - от российско-белорусской границы до Москвы всего 300 км. Поэтому руководство РФ смирилось с тем, что, хотя лояльность Лукашенко и обходится России достаточно дорого, стратегические выгоды от союзничества с ним стоят того.
Обозреватель интернет-издания "Взгляд" Геннадий Нечаев пишет, что единственным привлекательным для России ресурсом Республики Беларусь является ее положение стратегического предполья. Более того, сегодня РБ - это "клин", вбитый в глубину НАТО, "стратегический балкон", нависающий над европейским театром военных действий.
Беларусь согласно этой теории в случае чего способна стать и настоящей "удавкой" на шее Прибалтики. Дело в том, что на территории РБ находится 70-километровый коридор, по которому проходит единственная сухопутная дорога, связывающая страны Балтии с другими странами - членами НАТО. Эта артерия вполне может быть перерезана даже сравнительно небольшими силами, а при удачном развитии событий - сыграть роль сухопутного моста в Калининградскую область.
И хотя почти все белорусские дороги вытянуты в широтном направлении, дорожная сеть "белорусского балкона" обеспечивает возможность быстрого маневра вдоль меридиана. Как уже случалось во время сосредоточения 2-й (Неманской) русской армии против Восточной Пруссии в августе 1914 г., поворота 2-й танковой армии Гудериана на Киев летом - осенью 1941 г., развертывания войск Баграмяна и Черняховского против немецкой группировки в Прибалтике в 1944 г.
Российские стратеги сформулировали даже некое общее правило, согласно которому при любом конфликте России и Европы стороне, желающей держать в своих руках инициативу, выгоден контроль над Беларусью. Естественно, c военно-политической точки зрения эта страна "должна оставаться стратегическим союзником России во что бы то ни стало".
Отметим, что тезисы Г. Нечаева и других подобных авторов не являются неким новым словом в геополитике. Такого рода соображения не раз высказывались в прошлом государственными и военными деятелями, дипломатами и учеными различных соседних с Беларусью стран.
Если говорить о новейшей истории, то тут можно сослаться на исследование, подготовленное Российским институтом стратегических исследований (РИСИ) в 1995 г. вскоре после прихода к власти в РБ А. Лукашенко.
В нем, в частности, говорилось, что, учитывая незаменимую роль Беларуси в обеспечении стратегических интересов России на западном направлении, одной из приоритетных сфер сотрудничества двух стран является тесное взаимодействие в области обороны и национальной безопасности.
Особо подчеркивалось, что в политике Москвы по отношению к Минску должны превалировать долгосрочные государственные интересы, а не сиюминутная коммерческая выгода. Это, очевидно, следовало понимать так: в связи с тем, что в свете постсоветских реалий переход белорусских земель под прямой контроль Кремля невозможен, то любому существующему здесь режиму, соблюдающему интересы России, следует платить за это хорошую цену.
До сих пор эта нехитрая формула является своеобразным стержнем белорусско-российских отношений. Подтверждением тому можно считать содержание данного 1 июня 2009 г. президентом А. Лукашенко интервью главным редакторам газет "Известия", "Завтра" и журналов "Российская Федерация сегодня" и "Союзное государство".
Президент РБ назвал вопрос военной безопасности одним из важнейших во взаимоотношениях двух братских стран. Ведь на западном направлении России без Беларуси свою оборону не обеспечить. Особенно когда Североатлантический блок уже рядом и Украина всерьез посматривает в его сторону. В случае же если и Минск возьмет курс "на европейскую безопасность", то стратегические угрозы Москве возрастут на порядок. Но соблюдение РБ интересов безопасности РФ, в принципе, не может быть бесплатным... "Это не имеет цены".
Другое дело, что после прихода к власти В. Путина между славянскими братьями периодически происходит обострение отношений из-за разногласий относительно размера платы Беларуси за соблюдение геополитических и военно-политических интересов России. Руководство РФ считает запросы своего союзника чрезмерными и для вящей убедительности своих доводов время от времени прибегает к приемам, которые руководство РБ считает заведомо запрещенными (закрытие газовой задвижки, ограничение ввоза ряда видов продукции).
Но жизненную важность белорусского "коридора" ("балкона", "форпоста", "плацдарма" - кому как больше нравится) для обеспечения безопасности России никакими аргументами оспорить нельзя. Это и дает Минску возможность длительное время противостоять нажиму российских коммерсантов от власти и сохранять беспрецедентный для других постсоветских стран уровень экономических преференций со стороны Москвы.
Именно таким можно считать один из основных итогов недавнего заседания Высшего госсовета Союзного государства РБ и РФ. Правда, вряд ли можно назвать нынешний этап торга между членами этого образования последним.