С новым траншем!
21.12.2009
—
Новости Экономики
МВФ выделил Беларуси очередной транш по программе стенд-бай в размере около 700 млн. USD и посоветовал белорусским властям быть разумными в 2010 году. Совет директоров Международного валютного фонда 18 декабря утвердил третий обзор по программе стенд-бай для Беларуси и принял решение о выделении очередной "порции" денег в размере 688 млн. USD. Таким образом, подчеркивается в пресс-релизе фонда, общая сумма, выделенная Беларуси по программе, достигла 2,88 млрд. USD. Отметим, что все эти деньги были выделены и поступили в золотовалютные резервы страны в течение этого года.Широкой публике доклад по третьему обзору будет представлен нескоро - сначала его покажут властям. Зато в ближайшее время, как сообщается в пресс-релизе фонда, мы увидим доклад о завершении второго обзора, который был утвержден 21 октября с одновременным предоставлением предыдущего транша и увидим, каковы же были результаты работы миссии.
Критерии уточнены.
Впрочем, выделение предыдущего транша, так же как и нынешнего, не вызывало особых сомнений, так как по результатам работы миссии в ноябре МВФ довольно благосклонно отнесся к проводимой властями экономической политике и указывал на выполнение основных критериев программы.
Между тем, как следует из пресс-релиза фонда, вместе с утверждением доклада по третьему обзору 18 декабря МВФ утвердил и изменение основных критериев программы - размер золотовалютных резервов и чистых внутренних активов на конец года, а также определил структурные критерии на оставшуюся часть программы.
Численные данные по новым критериям не приводятся, но можно предположить, что критерий по ЗВР на конец года может быть снижен в связи с тем, что Беларусь так и не получила заключительный транш российского кредита в размере 500 млн. USD.
Непрерывная разумная политика.
При этом в заявлении, сделанном заместителем директора-распорядителя МВФ Такатоши Като после принятых советом директоров МВФ решений, говорится, что Беларусь начинает выходить из кризиса.
"Объем экспорта стабилизировался, снижение обменного курса рубля способствует повышению конкурентоспособности и доверия к национальной валюте среди населения", - говорит Т. Като, но отмечает, что страна сохраняет "уязвимость к внешним потрясениям".
И далее в свойственной пресс-релизам МВФ назидательно-одобряющей, но не критикующей манере заместитель директора-распорядителя мягко раскрывает уязвимые места и намекает на то, что предыдущие обещания неплохо было бы выполнить.
В частности, Т. Като отмечает важность сохранения "непрерывной разумной макроэкономической политики" для закрепления успехов стабильности на протяжении 2010 года и подчеркивает, что "стремление к неоправданно высоким темпам роста усилит давление на счет текущих операций и повысит уязвимость Беларуси к внешним потрясениям".
Ключевым моментом макроэкономической стабильности в 2010 году МВФ считает проведение "разумной кредитной политики" и в связи с этим всячески поддерживает решение властей Беларуси на ограничение кредитования в рамках государственных программ.
Не совсем понятно, какие именно уже принятые решения об ограничении финансирования поддерживает МВФ, но зато очевидно, что фонд является сторонником идеи о создании Финансового агентства развития, которое вывело бы из госбанков деньги, выделяемые на финансирование госпрограмм из бюджета. МВФ считает, что это "будет важным шагом вперед".
"Создание этого ведомства позволит также Национальному банку Беларуси прекратить рефинансирование банков на нерыночных условиях. Ограничения при выделении кредитов под госпрограммы позволят постепенно снизить процентные ставки по кредитам", - считает Т. Като.
То же самое на протяжении текущего года неоднократно говорили и представители самого Нацбанка, однако идея о создании финансового агентства развития за год так и не стала решением правительства, не упоминалась она и при утверждении бюджета на 2010 год, что позволяет сильно сомневаться в намерениях властей создать такое агентство до момента окончания программы стенд-бай (март 2010 года).
Заметили прогресс.
Тем не менее МВФ всячески поддерживает и "разумную бюджетную политику" правительства. Отмечая небольшое планируемое увеличение в 2010 году платежей в бюджет, вероятно, имея в виду повышение НДС, МВФ разглядел возможность высвободить ресурсы для развития частного сектора, надо понимать - за счет отмены некоторых налогов. Также вызвали одобрение у фонда некие, пока не совсем ясные белорусским гражданам, планы правительства по совершенствованию адресной помощи населению и смягчению последствий кризиса.
Не смог умолчать МВФ и о структурных реформах, которые он также признал ключевыми для достижения устойчивых темпов роста в 2010 году. При этом он опять-таки похвалил белорусские власти за достигнутый прогресс в разработке правовых и институциональных основ приватизации (для нас, к сожалению, пока незаметный), а также за ослабление административного контроля. И подчеркнул, что "дальнейшая либерализация и повышение производительности труда" (на языке МВФ это, по сути, означает не слишком интенсивное повышение заработной платы) "станут залогом стабильности в среднесрочной перспективе".
В заключение директор-распорядитель отмечает, что продолжение тесного сотрудничества с МВФ только приветствуется, так же как и сотрудничество с другими международными финансовыми институтами, например Всемирным банком. И заверяет, что фонд и далее готов консультировать Беларусь и оказывать помощь по макроэкономическим и структурным вопросам.
Всем спасибо, все свободны.
По сути, эти заключительные слова можно расценивать как готовность фонда после окончания программы стенд-бай рассмотреть вопрос о предоставлении дополнительной помощи в рамках новой программы, но, похоже, от этого заманчивого предложения власти решили в 2010 году отказаться.
На совещании у президента 14 декабря глава Нацбанка Петр Прокопович сообщил, что в следующем году на государственном уровне брать кредиты страна не планирует, зато предложил схему повышения зарплат бюджетникам до 1.200.000 BYR в течение года. Впрочем, он утверждал, что и производительность труда можно поднять на 10%, но реальные доходы населения все же должны вырасти на целых 15%, а зарплата - на 14%.
Все это не слишком соответствует "советам" МВФ, которые, наверное. показались утомительными для белорусских властей на протяжении текущего года.
Так что в будущем году, который станет годом предвыборной президентской борьбы, власти посчитали для себя не слишком интересной перспективу ежеквартальных отчетов перед МВФ. Уж лучше своих денег подпечатать и зарплату электорату повысить, а чтобы "прикрыть" отрицательное сальдо - занять деньги на коммерческой основе, пусть подороже и покороче, но без этих регулярных наездов миссий.
А вот после выборов, возможно, правительство и не станет отказываться от привлекательных условий по ставкам, которые предоставляет МВФ, как раз подойдет время расплачиваться с фондом по нынешнему кредиту. И тогда мы снова будем демонстрировать заметный прогресс в создании рамочных условий для всего, что только ни потребуется, - либерализации, приватизации и проч.
Критерии уточнены.
Впрочем, выделение предыдущего транша, так же как и нынешнего, не вызывало особых сомнений, так как по результатам работы миссии в ноябре МВФ довольно благосклонно отнесся к проводимой властями экономической политике и указывал на выполнение основных критериев программы.
Между тем, как следует из пресс-релиза фонда, вместе с утверждением доклада по третьему обзору 18 декабря МВФ утвердил и изменение основных критериев программы - размер золотовалютных резервов и чистых внутренних активов на конец года, а также определил структурные критерии на оставшуюся часть программы.
Численные данные по новым критериям не приводятся, но можно предположить, что критерий по ЗВР на конец года может быть снижен в связи с тем, что Беларусь так и не получила заключительный транш российского кредита в размере 500 млн. USD.
Непрерывная разумная политика.
При этом в заявлении, сделанном заместителем директора-распорядителя МВФ Такатоши Като после принятых советом директоров МВФ решений, говорится, что Беларусь начинает выходить из кризиса.
"Объем экспорта стабилизировался, снижение обменного курса рубля способствует повышению конкурентоспособности и доверия к национальной валюте среди населения", - говорит Т. Като, но отмечает, что страна сохраняет "уязвимость к внешним потрясениям".
И далее в свойственной пресс-релизам МВФ назидательно-одобряющей, но не критикующей манере заместитель директора-распорядителя мягко раскрывает уязвимые места и намекает на то, что предыдущие обещания неплохо было бы выполнить.
В частности, Т. Като отмечает важность сохранения "непрерывной разумной макроэкономической политики" для закрепления успехов стабильности на протяжении 2010 года и подчеркивает, что "стремление к неоправданно высоким темпам роста усилит давление на счет текущих операций и повысит уязвимость Беларуси к внешним потрясениям".
Ключевым моментом макроэкономической стабильности в 2010 году МВФ считает проведение "разумной кредитной политики" и в связи с этим всячески поддерживает решение властей Беларуси на ограничение кредитования в рамках государственных программ.
Не совсем понятно, какие именно уже принятые решения об ограничении финансирования поддерживает МВФ, но зато очевидно, что фонд является сторонником идеи о создании Финансового агентства развития, которое вывело бы из госбанков деньги, выделяемые на финансирование госпрограмм из бюджета. МВФ считает, что это "будет важным шагом вперед".
"Создание этого ведомства позволит также Национальному банку Беларуси прекратить рефинансирование банков на нерыночных условиях. Ограничения при выделении кредитов под госпрограммы позволят постепенно снизить процентные ставки по кредитам", - считает Т. Като.
То же самое на протяжении текущего года неоднократно говорили и представители самого Нацбанка, однако идея о создании финансового агентства развития за год так и не стала решением правительства, не упоминалась она и при утверждении бюджета на 2010 год, что позволяет сильно сомневаться в намерениях властей создать такое агентство до момента окончания программы стенд-бай (март 2010 года).
Заметили прогресс.
Тем не менее МВФ всячески поддерживает и "разумную бюджетную политику" правительства. Отмечая небольшое планируемое увеличение в 2010 году платежей в бюджет, вероятно, имея в виду повышение НДС, МВФ разглядел возможность высвободить ресурсы для развития частного сектора, надо понимать - за счет отмены некоторых налогов. Также вызвали одобрение у фонда некие, пока не совсем ясные белорусским гражданам, планы правительства по совершенствованию адресной помощи населению и смягчению последствий кризиса.
Не смог умолчать МВФ и о структурных реформах, которые он также признал ключевыми для достижения устойчивых темпов роста в 2010 году. При этом он опять-таки похвалил белорусские власти за достигнутый прогресс в разработке правовых и институциональных основ приватизации (для нас, к сожалению, пока незаметный), а также за ослабление административного контроля. И подчеркнул, что "дальнейшая либерализация и повышение производительности труда" (на языке МВФ это, по сути, означает не слишком интенсивное повышение заработной платы) "станут залогом стабильности в среднесрочной перспективе".
В заключение директор-распорядитель отмечает, что продолжение тесного сотрудничества с МВФ только приветствуется, так же как и сотрудничество с другими международными финансовыми институтами, например Всемирным банком. И заверяет, что фонд и далее готов консультировать Беларусь и оказывать помощь по макроэкономическим и структурным вопросам.
Всем спасибо, все свободны.
По сути, эти заключительные слова можно расценивать как готовность фонда после окончания программы стенд-бай рассмотреть вопрос о предоставлении дополнительной помощи в рамках новой программы, но, похоже, от этого заманчивого предложения власти решили в 2010 году отказаться.
На совещании у президента 14 декабря глава Нацбанка Петр Прокопович сообщил, что в следующем году на государственном уровне брать кредиты страна не планирует, зато предложил схему повышения зарплат бюджетникам до 1.200.000 BYR в течение года. Впрочем, он утверждал, что и производительность труда можно поднять на 10%, но реальные доходы населения все же должны вырасти на целых 15%, а зарплата - на 14%.
Все это не слишком соответствует "советам" МВФ, которые, наверное. показались утомительными для белорусских властей на протяжении текущего года.
Так что в будущем году, который станет годом предвыборной президентской борьбы, власти посчитали для себя не слишком интересной перспективу ежеквартальных отчетов перед МВФ. Уж лучше своих денег подпечатать и зарплату электорату повысить, а чтобы "прикрыть" отрицательное сальдо - занять деньги на коммерческой основе, пусть подороже и покороче, но без этих регулярных наездов миссий.
А вот после выборов, возможно, правительство и не станет отказываться от привлекательных условий по ставкам, которые предоставляет МВФ, как раз подойдет время расплачиваться с фондом по нынешнему кредиту. И тогда мы снова будем демонстрировать заметный прогресс в создании рамочных условий для всего, что только ни потребуется, - либерализации, приватизации и проч.