Трактор вместо инвестиций
Как считает директор инвестиционной компании «Юнитер» Андрей Дерех, приход инвесторов с небольшим капиталом в Беларусь проблематичен по ряду причин. Одна из основных - невыгодно, поскольку инвесторы тратят значительные объемы средств только на управление предприятием, контроль над инвестиционным проектом. Поэтому, считает он, малому бизнесу, занятому, прежде всего, в сфере услуг, торговле, пищевой промышленности, ждать помощи извне не приходится. «Вы не найдете зарубежных стратегических инвесторов, которые готовы войти в уставный капитал частных белорусских предприятий с объемом инвестиций до 5 млн. долларов», - отметил директор инвесткомпании в ходе заседания совета Минского столичного союза предпринимателей и работодателей (МССПиР).
Несмотря на проблемы с привлечением прямых иностранных инвестиций, в стране постепенно развивается рынок слияний и поглощений (M&A). По данным «Юнитер», в 2008 году произошло 20 таких сделок с участием иностранных инвесторов на сумму 831 млн. долларов. Это касается только публичных сделок. Львиная доля от данной суммы (500 млн. долларов) пришлась на телекоммуникационный сектор за счет продажи госдоли государственного мобильного оператора.
При этом больше половины сделок (12) произошло в банковском секторе. Их объем составил 175 млн. долларов. В пищевом секторе объем сделок превысил 130 млн. долларов и был сформирован входом иностранных стратегических инвесторов в пивоваренную отрасль.
Председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей (МССПиР) Владимир Карягин считает, что ждать милости от крупных инвесторов местному бизнесу не приходится: «Их цель - захватить, а дальше дело техники. Они будут вытеснять белорусские предприятия с освоенных вами рынков».
При этом В.Карягин сомневается, что те инвесторы, которые приходят в страну, действительно будут полезны экономике. По мнению главы столичного союза, некоторые инвесторы приходят в Беларусь с подмоченной репутацией, получая от государства различные преференции. «То, что нашему бизнесу не продавали, им отдают». «Это не те инвестиции, которые нужны. Это токсичные инвесторы, которые несут вред», - констатировал он. По его мнению, государство должно делать ставку на развитие местного бизнеса.
С этим спорить сложно, однако пока сам бизнес финансово слаб. Во многих странах растить собственных инвесторов помогает фондовый рынок, однако в Беларуси он не развит из-за многолетнего моратория на движение акций предприятий, отметил директор «Юнитер». По его мнению, ввиду отсутствия средств для дальнейшего развития бизнесу было бы целесообразно «вырабатывать гарантированное кредитование» проектов, где 20% должны быть обеспечены собственными средствами, а остальную часть могли бы покрывать банки.
Начальник управления предпринимательства Мингорисполкома Александр Калиновский сообщил, что проект бюджета на 2010 год предусматривает увеличение средств на поддержку малого бизнеса в десять раз - до 20 млрд. рублей. Основной объем этих ресурсов планируется направить на льготные кредиты (под половину ставки рефинансирования плюс маржа банков).
Но бизнес это известие, похоже, не особо вдохновило. Как отмечали руководители компаний, получить деньги в рамках действующей программы проблематично из-за высокого залогового обеспечения кредита: банки требуют, чтобы оно составляло не менее 270% от суммы кредита.
Глава комитета МССПиР по экономике Константин Коломиец считает, что в условиях дороговизны банковских кредитов для бизнеса можно было бы задействовать складские запасы предприятий. «Нам не нужны бюджетные деньги. Существует огромный объем внебюджетных ресурсов, которыми мог бы воспользоваться частный бизнес - товарные запасы госпредприятий, которых скопилось на 6 трлн. рублей», - отметил он, предложив пустить в дело продукцию машиностроения - тракторы и грузовики.
Коломиец полагает, что если раздать бизнесменам такую технику хотя бы на полгода с рассрочкой платежа, то они за это время смогут «прокрутить» товар и рассчитаться с заводом живыми деньгами. «Под некоторые операции я готов заложить лично свою квартиру. Допустим, взять десяток тракторов, прокрутить сделку за полгода и вернуть средства за тракторы предприятию», - предложил Коломиец. При этом тракторный завод, по его мнению, даже не заметит, что на складе у него отсутствует трактор. Правда, для этого нужно решить вопрос с госконтролем.
Такой механизм, считает Коломиец, можно было бы создать в рамках гарантийного фонда с экспертизой инвестиционного проекта Минфином или Нацбанком.
Начальник управления предпринимательства Мингорисполкома такое предложение нашел интересным и посоветовал бизнесу грамотно оформить его на бумаге.
По мнению В.Карягина, в условиях нехватки ресурсов у бизнеса на первый план выходит задача создания инвестиционных и гарантийных фондов в стране. Но вопрос упирается в финансирование.
В свою очередь, Александр Калиновский предложил столичному союзу собрать для создания гарантийного фонда 1 млрд. рублей, еще столько же готов выделить Мингорисполком. «Смотришь, и будет у нас гарантийный фонд Минска», - отметил представитель Мингорисполкома, согласившись, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих.