Чем рассчитается Беларусь за российские энергетические льготы?
В следующем году Беларусь будет импортировать российскую нефть для внутреннего рынка без уплаты таможенной пошлины и платить за газ по ценам-2009. Таковы предварительные результаты состоявшихся 10 декабря продолжительных переговоров Александра Лукашенко и Дмитрия Медведева.
Хотя независимые эксперты пока не спешат называть результаты переговорного процесса успехом официального Минска. Во-первых, необходимо дождаться юридического закрепления результатов переговоров, во-вторых, не ясна цена, которую согласилась заплатить Беларусь за энергетические льготы.
Но, безусловно, выторговать у России нефть и газ по действующим ценам — надо уметь. Озвученные результаты переговоров сулят несомненную финансовую выгоду для Беларуси. В белорусском бюджете на следующий год хоть и заложена цена на газ в 166 долларов за тысячу кубометров, тем не менее, Минск настаивал сохранить текущие цены (среднегодовая цена на газ сложилась на уровне 146 долларов). Похоже, белорусским властям снова удалось уломать Россию.
Как пишут «Ведомости», уступка в 2008 году по цене на газ, на которую пошел «Газпром», стоила монополисту около 750 млн. долларов выручки, в 2009-м — больше 1 млрд. долларов. Если цена 2010 г. для Минска останется на нынешнем уровне, то при плане по экспорту в 21 млрд. кубометров «Газпром» не дополучит еще 200-300 млн. долларов.
Кроме того, как заявил сегодня первый вице-премьер Владимир Семашко, Беларуси также удалось перенести срок перехода на равнодоходные цены на газ с 2011 на 2014-2015 годы.
Напомним, согласно контракту между «Газпромом» и «Белтрансгазом» от 31 декабря 2006 года Беларусь должна была с 2011 года выйти на уровень цены на газ, равнодоходный с поставками в Европу. Но, как заявил первый вице-премьер, «есть понимание того, что надо найти компромисс, для того чтобы реализовать принцип синхронного выхода на принцип равнодоходности к 2014-2015 году».
По его словам, в условиях глобального финансово-экономического кризиса российское правительство откладывает введение равнодоходных цен на внутреннем рынке. Это дало Минску основание настаивать на сохранении льготных цен на газ, т.к. Беларусь и Россия являются частями Союзного государства.
Вместе с тем экономист Ярослав Романчук считает, что «пока не станет ясно, какие цены на газ, нельзя воспринимать смещение перехода на равнодоходные цены как существенную выгоду. Внутренняя газовая политика в России, возможно, претерпит изменения из-за сложного финансового положения «Газпрома».
Тем не менее, правительство рассматривает эти договоренности как несомненный успех. Также власти рассчитывают на определенные дивиденды по поставкам нефти.
Россия, как отметил Семашко, согласилась на поставку в 2010 году 8-9 млн. тонн нефти для внутреннего потребления без взимания пошлины. Что касается остальных поставок (всего в будущем году планируется импортировать около 21,5 млн. тонн нефти), то правительству поручено разработать новое соглашение в духе созданного Таможенного союза. В частности, Беларусь рассчитывает на отмену пошлины на нефть. Вместо нее России предложено делить экспортную пошлину на нефтепродукты.
Ярослав Романчук считает, что Россия не заинтересована в том, чтобы позволить Беларуси больше зарабатывать на экспорте нефтепродуктов. Поэтому Беларусь решено ублажить приемлемыми ценами на нефть для внутреннего рынка. «Если Россия и согласиться на отмену пошлины на нефть и разделение пошлин на нефтепродукты, то только в обмен на имущественные сделки. Например, продажу одного из нефтеперерабатывающих заводов. Кроме того, у нас есть и другие лакомые куски, которые можно продать».
По мнению эксперта, «сейчас без конкретных сделок по активам Россия не будет предоставлять какие-то льготы даже по нефти. А эти льготы так или иначе будут также связаны с сотрудничеством в военной сфере, во внешней политики, в поддержании проекта Союзного государства. Кроме этого, Россия будет стремиться к полной реализации всех договоренностей по Таможенному союзу, к чему Беларусь не готова».
Что касается имущественных сделок, то одна из них — продажа комплекса «Нафтан-Полимир», может состояться уже в ближайшее время. И если эта сделка является частью соглашения по поставкам энергоресурсов, то Беларусь как продавец ведет себя слишком смело. В частности, Семашко озвучил несколько требований к потенциальным инвесторам. Одно из них касается подписания инвестиционного соглашения с гарантиями выделения инвестиций в развитие производства.
Проект модернизации производства «Нафтан-Полимир», рассчитанный на ближайшие пять лет, потребует вложения более 1 млрд. долларов. Это в несколько раз больше суммы, за которую российский «Сбербанк» приобрел белорусский БПС-Банк.
«Если найдется инвестор, согласный инвестировать такую сумму в модернизацию и техперевооружение комплекса, то это следует только приветствовать, — считает эксперт Татьяна Манёнок. — Но я понимаю, когда подобные сделки заключаются на фоне растущего рынка и перспектив. Сейчас же сложно что-то прогнозировать. И не случайно компании «Роснефть» и «Лукойл», проявлявшие к «Нафтан-Полимир» интерес в конце 2008 года, заморозили переговорный процесс».
Что касается в целом озвученных договоренностей в энергетической сфере, то, по мнению эксперта, Россия хоть и смягчила условия поставок нефти и газа, но о серьезных льготах пока говорить не приходится. К тому же все льготы предоставляются и будут предоставляться за определенную плату: «Стороны продолжают торговаться. Сейчас создается Таможенный союз, где приходиться идти на уступки, далее — создание единого экономического пространства».
Энергетические льготы имеют и еще один минус. «Это не даст стимул для внутренних реформ в энергетике, импульса для реструктуризации, реформирования экономики, включения рыночных механизмов. Государство продолжит льготировать, поддерживать, субсидировать», — считает Т.Манёнок.