Андрей Гагин: «Оттягивание приватизации, на мой взгляд, несостоятельная позиция»
На вопросы «Ежедневника» ответил Андрей ГАГИН, директор ЗАО «ИПМ-Консалт групп» – компании, более десяти лет оказывающей услуги по разгосударствлению и приватизации отечественных предприятий.
– К приватизации у нас относятся по-разному, называя ее и демонтажом социальной модели экономики, и первым шагом к рыночной экономике и... имитацией. По-вашему, что же такое сегодня объявленная год назад крупномасштабная кампания по приватизации государственных активов?
– Думаю, ближе всего «имитация», но мне больше нравится «суррогат». Ведь, говоря о крупномасштабной кампании по приватизации, вы скорее всего имеете в виду декрет №7 от 14 апреля 2008 года, которым были внесены изменения в декрет №3 от 20 марта 1998 года «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в РБ». В соответствии с этим декретом правительство обязано было сформировать на трехлетний период план разгосударствления, т.е. составить перечень государственных предприятий, подлежащих акционированию, и план уже непосредственно приватизации – перечень ОАО, пакеты акций которых, принадлежащие государству, подлежат продаже.
Эти планы на 2008–2010 годы были утверждены постановлением правительства №1021 от 14 июля 2008 года. Сегодня в него с учетом изменений входят 454 республиканских предприятия на акционирование и около 160 – на приватизацию.
План акционирования на 2008 год выполнен, этот год, я уверен, покажет такой же результат. Группа компаний «ИПМ-Консалт» внесла и свой скромный вклад в выполнение этих планов правительства. Если в 2008 году из 156 объектов республиканской собственности с нашей помощью было акционировано 13 предприятий (или 8%), то в 2009 году из 175 – 33 предприятия (или 19%).
Что касается плана продажи принадлежащих государству пакетов акций, то декретом №7 было установлено, что решение о продаже принадлежащих государству акций ОАО принимается президентом. На сегодняшний день получены распоряжения главы государства о продаже акций только 7 из 160 ОАО, включенных в перечень. Но, к сожалению, аукционы и конкурсы по разным причинам не состоялись.
– Почему же план приватизации не выполняется?
– Причин, почему акции не выставляются на продажу, а если и выставляются, то не продаются, полагаю, несколько. Перечислю их по порядку.
Во-первых, определенные коррективы в планы приватизации внес мировой финансовый кризис, ведь капитализация ряда компаний упала в разы. И премьер-министр Сергей Сидорский заявил, что в условиях кризиса продавать белорусские предприятия не рекомендуют даже зарубежные эксперты: нужно дождаться лучших времен, чтобы их стоимость увеличилась.
Во-вторых, проведение такого большого количества конкурсов по продаже принадлежащих государству акций требует разработки бизнес-планов инвестиционных проектов, экспертизы на уровне отраслевых органов управления для выработки условий конкурсов. Этого не происходит, а ведь зачастую требования наших предприятий оказываются просто неадекватными – по-другому не скажешь – и формируются исключительно исходя из соображений «сколько мне надо для счастья».
В-третьих, в соответствии с существующим регламентом подготовки распоряжений и указов главы государства о продаже акций согласования с заинтересованными государственными органами занимают от 3 до 6 месяцев. Запускается этот механизм, соответственно, только после того, как конкретный инвестор проявит заинтересованность. Но за такое время потенциальные покупатели зачастую успевают передумать – аукционы признаются не состоявшимися.
Впрочем, не стоит забывать, что план-то трехлетний. Возможно, в 2010 году мы все-таки станем свидетелями приватизационных сделок. Тем более что внешний государственный долг уже достиг 14% ВВП, и дальше наращивать внешние заимствования может быть небезопасно, поэтому государству все-таки придется расстаться с некоторыми активами.
– Значит, придерживать активы «до лучших времен» в следующем году все-таки не будут?
– Мы прогнозируем, что следующий год будет достаточно тяжелый. Рассчитывать, на то, что стоимость активов может хотя бы вернуться к докризисному уровню, не говоря уже об их росте, не приходится. А для некоторых предприятий промедление в такой ситуации может быть смерти подобно, потому что они теряют свои рынки сбыта, сегодняшние технологии, по которым они работают, еще больше устаревают... Оттягивание приватизации, на мой взгляд, несостоятельная позиция. Надо трезво смотреть на вещи.
– Многих иностранных инвесторов не устраивает цена, которую белорусская сторона выставляет за свои активы. Это проблема наших оценщиков, не дотягивающих до мирового уровня?
– Нет, это не проблема оценщиков. Наши оценщики умеют определять рыночную стоимость и недвижимости, и пакетов акций по международным стандартам. Скорее, это проблема государства, которое пока демонстрирует свою незаинтересованность в результатах аукционов и конкурсов по продаже акций.
Об этом свидетельствует наличие архаичных норм в действующем положении о порядке определения начальной цены акций, реализуемых на аукционах и конкурсах.
– Насколько компании, подобные вашей, сегодня вообще обеспечены работой? Сказался ли кризис на деятельности оценщиков?
– На деятельности оценщиков кризис сказался меньше всего, был небольшой спад в начале 2009 г., но, как только возобновилась выдача кредитов, спрос на оценку вернулся на прежний уровень.
Спрос на услуги по акционированию диктует план, принятый правительством на 2008–2010 годы. Группа компаний «ИПМ-Консалт» занимается акционированием с 1997 года. За это время с нашей помощью акционировано уже более 80 предприятий. Чтобы выполнять проекты акционирования на высоком профессиональном уровне, требуется наличие в команде узкоспециализированных специалистов: прежде всего, оценщиков, обладающих опытом работы с государственным имуществом, специалистов с опытом работы главным бухгалтером на крупных предприятиях и юристов в области корпоративного права. Мы одна из немногих компаний, которые могут предложить комплексное сопровождение проектов приватизации.
С другой стороны, из-за того, что инвестиционная активность в период кризиса все-таки существенно снизилась, наблюдается спад в области разработки и сопровождения бизнес-планов инвестиционных проектов. А вот юридические услуги востребованы как никогда. Особенно возросло количество дел по взысканию дебиторской задолженности.
Еще она «кризисная» особенность нынешнего рынка аудиторских услуг – откровенный демпинг. Клиентов интересует в первую очередь не качество проверки и уровень специалистов, а стоимость услуг.
– Не проигрывает ли Беларусь в глазах иностранных инвесторов на фоне богатого инвестиционного предложения со стороны Западной Европы, Балтии, Украины?
– Я бы сказал, не проигрывает, потому что не играет.
– При нынешних темпах приватизационной кампании белорусские ОАО не скоро выйдут на международные фондовые рынки? А ведь это способ приватизации, предлагающий доступ к широкому кругу международных акционеров...
– Судя по тому, как неторопливо наши ОАО переходят на МСФО, думаю, что выход на международные фондовые биржи – очень далекая перспектива. Сначала надо их продать инвестору, который пусть этим и занимается. А если говорить о тех ОАО, в которых основной пакет акций принадлежит государству, я не верю, что они в состоянии выйти на международные биржи...
– В какой степени в приватизационной кампании сможет поучаствовать национальный капитал? Или все-таки главенствующую позицию займут иностранные инвесторы?
– Думаю, что национальная бизнес-элита сможет поучаствовать лишь в приватизации средних предприятий. А покупателями пакетов акций крупных ОАО, созданных в процессе приватизации, все-таки будут выступать иностранные инвесторы.