Борьба за сохранение российского рынка влетит бюджету Беларуси в копеечку?
10.12.2009 11:22
—
Новости Экономики
Белорусское правительство ведет переговоры с российскими банками о возможности кредитования российских покупателей белорусской техники. Как заявил 9 декабря министр финансов Андрей Харковец, "ведущие российские банки обратили внимание на этот проект, ведь это бизнес для них".
Министр не назвал банки, которые заинтересованы в выдаче кредитов на покупку белорусских тракторов и грузовиков, а лишь сообщил о начале переговоров по этому вопросу. При этом Харковец не исключил, что определенность по проектам появится через одну-две недели.
Предлагаемую российским банкам схему кредитования правительство уже отрабатывает совместно со Сбербанком России. Напомним, белорусская сторона уже давно выступила с предложением к Сбербанку компенсировать за счет белорусского бюджета 2/3 процентных ставок по коммерческим кредитам, выдаваемым покупателям белорусской автотракторной, сельскохозяйственной и другой техники. В конце сентябре был подписан соответствующий указ президента № 466 "О некоторых мерах по реализации товаров, произведенных в Республике Беларусь".
В октябре белорусское правительство после долгих переговоров подписало договор со Сбербанком об условиях выдачи кредитов для покупки в России белорусских товаров. Согласно договору, за счет бюджета Беларуси будет компенсироваться часть процентной ставки в размере учетной ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату выделения кредита, а оставшаяся часть уплачивается кредитополучателем.
Действие положений данного договора распространяется на технику, реализуемую потребителям после 9 октября 2009 года. Данная программа кредитования рассчитана на 2009-2010 годы.
Одним из первых предприятий, получивших возможность экспортировать таким образом за рубеж производимую технику, стал "Гомсельмаш". По информации предприятия, кредит будет предоставляться сельхозтоваропроизводителям, приобретающим технику ПО "Гомсельмаш", единовременно либо в виде невозобновляемой кредитной линии на срок до 5 лет в размере до 85% от стоимости техники с условием погашения равными долями и с возможностью досрочного погашения.
Но, видимо, кредитов одного Сбербанка для спасения белорусского машиностроения, по расчетам правительства, недостаточно. За 9 месяцев этого года экспорт дорожной и строительной техники в Россию, по данным Белстата, упал по сравнению с прошлым годом на 81,3%, седельных тягачей — на 92,8%, грузовых автомобилей на — 85,1%, тракторов — на 51,7%, сельскохозяйственной техники — на 22,8%. В связи с чем выросло соотношение запасов готовой продукции к среднемесячному объему производства.
В частности, по состоянию на 1 ноября количество грузовых автомобилей превысило среднемесячный объем производства в 4 раза, тракторов — на 24,3%, зерноуборочных комбайнов — на 30,1%.
Поэтому можно понять намерения правительства снизить запасы отечественной техники за счет льготирования российских покупателей. И чем больше российских банков будут задействованы в схемах продаж, тем больше кредитов смогут получить российские покупатели и, соответственно, больше приобрести белорусской техники.
В Союзе некоммерческих организаций "Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей)" также считают, что льготные кредиты для российских покупателей позволят улучшить ситуацию с реализацией белорусской техники. Как заявил в интервью БЕЛТА глава конфедерации Анатолий Харлап, главный вопрос сейчас в том, чтобы "пробиться на рынки и сохранить их". Потому что сейчас, "к сожалению, нам там перерезали дорогу отсутствием льготных кредитов".
В свою очередь глава Ассоциации белорусских банков Феликс Чернявский считает такую схему продаж белорусской техники обременительной и затратной. "Ведь таким образом мы раздаем часть своего бюджета другим банкам за счет налогоплательщиков. На мой взгляд, для нас выгоднее отсрочка платежа, чем затраты на льготирование процентных ставок. Лучше развивать лизинговые схемы реализации техники".
Ф. Чернявский напомнил, что АББ предложила Нацбанку рассмотреть возможность помочь белорусским промышленным предприятиям в реализации производимой продукции за счет эмиссии. В частности, предполагается, что лизинговая компания за счет дешевых ресурсов, эмитируемых Нацбанком, сможет выкупать продукцию у наших экспортеров, чтобы впоследствии, на основании заключенных договоров с импортером, реализовывать ее на внешних рынках по лизинговым схемам.
По словам Ф. Чернявского, эмиссия не будет вызывать рост инфляции, потому что экспортер получает живые деньги за произведенную продукцию, которая уходит из страны. Что касается полученных от импортеров белорусской техники средств, то через лизинговую компанию они будут поступать не в экономику, а в государственный резервный фонд для пополнения валютных резервов и в качестве источника обслуживания внешних заимствований.
"Фактически создается обратный поток валюты в страну", — резюмировал Ф. Чернявский.
Министр не назвал банки, которые заинтересованы в выдаче кредитов на покупку белорусских тракторов и грузовиков, а лишь сообщил о начале переговоров по этому вопросу. При этом Харковец не исключил, что определенность по проектам появится через одну-две недели.
Предлагаемую российским банкам схему кредитования правительство уже отрабатывает совместно со Сбербанком России. Напомним, белорусская сторона уже давно выступила с предложением к Сбербанку компенсировать за счет белорусского бюджета 2/3 процентных ставок по коммерческим кредитам, выдаваемым покупателям белорусской автотракторной, сельскохозяйственной и другой техники. В конце сентябре был подписан соответствующий указ президента № 466 "О некоторых мерах по реализации товаров, произведенных в Республике Беларусь".
В октябре белорусское правительство после долгих переговоров подписало договор со Сбербанком об условиях выдачи кредитов для покупки в России белорусских товаров. Согласно договору, за счет бюджета Беларуси будет компенсироваться часть процентной ставки в размере учетной ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату выделения кредита, а оставшаяся часть уплачивается кредитополучателем.
Действие положений данного договора распространяется на технику, реализуемую потребителям после 9 октября 2009 года. Данная программа кредитования рассчитана на 2009-2010 годы.
Одним из первых предприятий, получивших возможность экспортировать таким образом за рубеж производимую технику, стал "Гомсельмаш". По информации предприятия, кредит будет предоставляться сельхозтоваропроизводителям, приобретающим технику ПО "Гомсельмаш", единовременно либо в виде невозобновляемой кредитной линии на срок до 5 лет в размере до 85% от стоимости техники с условием погашения равными долями и с возможностью досрочного погашения.
Но, видимо, кредитов одного Сбербанка для спасения белорусского машиностроения, по расчетам правительства, недостаточно. За 9 месяцев этого года экспорт дорожной и строительной техники в Россию, по данным Белстата, упал по сравнению с прошлым годом на 81,3%, седельных тягачей — на 92,8%, грузовых автомобилей на — 85,1%, тракторов — на 51,7%, сельскохозяйственной техники — на 22,8%. В связи с чем выросло соотношение запасов готовой продукции к среднемесячному объему производства.
В частности, по состоянию на 1 ноября количество грузовых автомобилей превысило среднемесячный объем производства в 4 раза, тракторов — на 24,3%, зерноуборочных комбайнов — на 30,1%.
Поэтому можно понять намерения правительства снизить запасы отечественной техники за счет льготирования российских покупателей. И чем больше российских банков будут задействованы в схемах продаж, тем больше кредитов смогут получить российские покупатели и, соответственно, больше приобрести белорусской техники.
В Союзе некоммерческих организаций "Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей)" также считают, что льготные кредиты для российских покупателей позволят улучшить ситуацию с реализацией белорусской техники. Как заявил в интервью БЕЛТА глава конфедерации Анатолий Харлап, главный вопрос сейчас в том, чтобы "пробиться на рынки и сохранить их". Потому что сейчас, "к сожалению, нам там перерезали дорогу отсутствием льготных кредитов".
В свою очередь глава Ассоциации белорусских банков Феликс Чернявский считает такую схему продаж белорусской техники обременительной и затратной. "Ведь таким образом мы раздаем часть своего бюджета другим банкам за счет налогоплательщиков. На мой взгляд, для нас выгоднее отсрочка платежа, чем затраты на льготирование процентных ставок. Лучше развивать лизинговые схемы реализации техники".
Ф. Чернявский напомнил, что АББ предложила Нацбанку рассмотреть возможность помочь белорусским промышленным предприятиям в реализации производимой продукции за счет эмиссии. В частности, предполагается, что лизинговая компания за счет дешевых ресурсов, эмитируемых Нацбанком, сможет выкупать продукцию у наших экспортеров, чтобы впоследствии, на основании заключенных договоров с импортером, реализовывать ее на внешних рынках по лизинговым схемам.
По словам Ф. Чернявского, эмиссия не будет вызывать рост инфляции, потому что экспортер получает живые деньги за произведенную продукцию, которая уходит из страны. Что касается полученных от импортеров белорусской техники средств, то через лизинговую компанию они будут поступать не в экономику, а в государственный резервный фонд для пополнения валютных резервов и в качестве источника обслуживания внешних заимствований.
"Фактически создается обратный поток валюты в страну", — резюмировал Ф. Чернявский.