Таможенный союз приведет к сокращению рынка легковых автомобилей
"Серый рынок сократится по тем же причинам, что и легальный: упадет спрос на подорожавшие автомобили. Какое-то время поездим на имеющихся. Относительная же доля серого рынка сократится. Если уж покупать дорогой автомобиль, то новый. Все же доля реальной потребительской стоимости в нем выше, а процентный вес пошлины поменьше", - отметил автодилер. Он высказал предположение, что при подписании документов по Единому экономическому пространству будут предусмотрены дополнительные меры по сокращению серого рынка, включая сертификационные, санитарные и иные барьеры для "бэушек".
В целом директор компании позитивно оценивает факт принятия странами Таможенного союза двух базовых документов - Единого таможенного тарифа и Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза. Вместе с тем определенный оттенок беспокойства у дилеров все же присутствует. "Не станем ли мы еще более зависимы от одного государства? Не хлынет ли в страну крупный российский капитал после полноценного формирования ЕЭП? Время покажет. Думаю, сейчас еще никому не понятна цена вхождения в Таможенный союз, его выгоды и потери", - считает Сергей Варивода.
В условиях падения доходов и покупательной способности населения любое подорожание легковых автомобилей приведет к сокращению спроса и усугубит проблемы автодилеров. Лучшим вариантом здесь является сохранение существующих пошлин и принятие мер по дальнейшему сокращению серого импорта. Спрос на коммерческую технику восстановится, когда начнет набирать обороты торговля. Сегодня же большинству предприятий не до обновления автопарка, сказал руководитель компании.
Сегодня очень актуальнен вопрос о будущем авторизованного автомобильного бизнеса в Беларуси. От того, каким будет таможенный тариф на ввоз легковых автомобилей, зависит, без всякого преувеличения, судьба десятков и сотен автомобильных дилеров, считает Сергей Варивода. Пока не достигнуты договоренности о таможенных пошлинах на ввоз автомобилей, автодилеры сохраняют определенный оптимизм и рассчитывают, что принятое решение не заставит свернуть их бизнес.
По оценкам экспертов, белорусский рынок новых легковых автомобилей в докризисный период так и не успел вырасти до такого уровня, чтобы обеспечить место под солнцем для всех присутствующих на нем брендов. Падение рынка в последние месяцы на 50-60% в годовом исчислении уже поставило на грань выживания большинство автомобильных дилеров. Дальнейшее сокращение рынка при скачкообразном увеличении цены за счет значительно более высоких пошлин сделает торговлю новыми автомобилями абсолютно непривлекательным занятием, считают эксперты.
С учетом низкой доходности торговли автомобилями, минимальный объем продаж дилера должен быть не менее 500 автомобилей в год. Этот рубеж может быть незначительно снижен у тех дилеров, которые имеют существенные доходы от реализации запасных частей и оказания услуг технического сервиса. В основном это бренды, давно присутствующие на рынке, который формируется не столько за счет ввоза новых иномарок, сколько за счет наплыва популярных "бэушек".
На фоне таких перспектив, считают эксперты, Беларуси стоит вернуться к планам создания собственного производства легковых автомобилей.