Экономический ликбез TUT. Борьба за НДС
19.11.2009 20:08
—
Новости Экономики
Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог, форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. Впервые НДС был введен 10 апреля 1954 года во Франции. Его изобретение принадлежит г-ну Морису Лоре (в 1954 году директор Дирекции по налогам, сборам и НДС Министерства экономики, финансов и промышленности Франции). Источник: ru.wikipedia.org |
Борьба за каждый процент
Еще летом было заявлено о том, что НДС будет увеличен на 4% - до 22%. Об этом премьер-министр Сергей Сидорский и глава Нацбанка Петр Прокопович уведомили Международный валютный фонд. Для уменьшения нагрузки на субъектов хозяйствования на 1,3% к ВВП правительство предложило отменить отчисления в фонд поддержки сельхозпроизводителей, местный сбор с продаж, а также ликвидировать местный сбор на сверхприбыли на развитие регионов и на 4% уменьшить налог на прибыль. В качестве частичной компенсации выпадающих доходов из бюджета предлагалось увеличить ставку НДС.
Однако в письме датированным 30 сентября Сидорский и Прокопович пообещали МВФ НДС в размере 21%. Позже министр финансов Андрей Харковец заявил, что увеличение НДС до 20% не приведет к ухудшению финансового положения предприятий. И если некоторые члены правительства, Минфин, МНС ратуют за повышение налога на добавленную стоимость, то в других ведомствах есть немало противников такой позиции. Наиболее влиятельная позиция исходит из Администрации президента. Замглавы АП Леонид Анфимов на недавнем совещании с участием президента высказался категорически против повышения НДС. Он аргументировал это тем, что увеличение ставки НДС на 2% потребует больших оборотных средств, которые у многих предприятий отсутствуют. В Администрации президента считают, что повышение НДС приведет к существенному падению рентабельности у предприятий, работающих на внутренний рынок. Л. Анфимов подчеркнул, что экономические эксперименты в условиях кризиса проводить нецелесообразно.
Очевидно, что конкретное решение будет принято после очередной обзорной миссии МВФ. Ведь, как уже говорилось, правительство и Нацбанк в обмен на кредиты МВФ взяли на себя обязательства провести реформу НДС. Впрочем, также очевидно, что окончательный росчерк пера остается за президентом.
Чем грозит увеличение ставки НДС?
Налог на добавленную стоимость является одним из "градообразующих" при формировании бюджета. Мало того, что он наиболее емкий, так еще и прозрачно собираемый. Его сложно скрыть или не платить, как налог на прибыль, которой может и не быть. Поэтому в условиях кризиса НДС является надежным источником пополнения госказны. С другой стороны, повышение НДС означает повышение цен и увеличение налоговой нагрузки на предприятия. Последнее может негативно сказаться на их деятельности. Министр финансов Беларуси Андрей Харковец в интервью БЕЛТА утверждает, что увеличение в Беларуси ставки НДС с 18% до 20% не приведет к ухудшению финансового состояния предприятий.
Минфином выявил несколько групп предприятий, на которые решение по увеличению НДС оказывает разное влияние. Первая группа - экспортеры. Для них это решение наиболее эффективно. Они имеют нулевую ставку по этому налогу. Вторая группа - предприятия, которые имеют очень высокую долю добавленной стоимости. Речь идет о малом бизнесе. Предприниматели, работающий в сфере услуг, также почувствует увеличение налогового бремени. Однако некоторые из них (парикмахерские, прачечные, химчистки) министр финансов "предлагает освободить от уплаты НДС". Поэтому предприниматели обратились в Администрацию президента с просьбой не допустить повышения ставки НДС. "НДС удобен с точки зрения фискальных операций. Его легко собирать, спокойно и надежно, избегая разработки современных инструментов и приемов стимулирования и поддержки ускоренной производственной деятельности. Опять рассматриваются удобства для контроля и проверки, а не для тех, кто производит и способен реально произвести добавленную стоимость, увеличить рост ВВП в Беларуси", - говорится в обращении предпринимателей.
Вместе с тем Андрей Харковец признал, что повышение ставки НДС может привести к необходимости поиска дополнительных оборотных средств отдельными предприятиями. Минфин предложил несколько инструментов выхода из этой ситуации. Например, сокращение срока возврата НДС с 1 месяца до 5 дней. Помимо этого "мы предлагаем реализовать механизм рассрочки уплаты суммы повышенной ставки. В течение двух месяцев с момента возникновения потребности в таких ресурсах им будет предоставлена отсрочка и в течение четырех последующих месяцев - беспроцентная рассрочка платежа равными частями. Это неплохое решение, которое, по нашим расчетам, позволяет покрыть все возникающие вопросы в экономиках предприятий".
МВФ ратует за консервативную политику белорусского правительства, решимость добиться бездефицитного бюджета, сокращение расходов, перераспределение налоговой нагрузки. По сравнению с 2008-м доходы и расходы консолидированного бюджета сократились почти на 8% ВВП. "Однако сохранение в период кризиса расходов государства на уровне 45-47% ВВП является грубой ошибкой", - утверждает экономист Ярослав Романчук. "Я уже неоднократно предлагал провести в Беларуси системную налоговую и бюджетную реформу. Мы в состоянии собрать около 30% ВВП при помощи всего трех налогов: налога на розничный товарооборот (20%), акцизы (энергоресурсы, алкоголь, табак) и единый социальный налог (10%). Не надо НДС и прочих мелких налогов. А бюджет будет бездефицитный, как того и добиваются консультанты", - аргументирует он.
Партнер рубрики - Международная Академия Биржевой Торговли "Форекс Клуб" |
Приведем лишь один пример. В Беларуси НДС был введен законом № 1319-XII от 19 декабря 1991года. За прошедшее время в этот документ изменения вносились почти 30 раз. Эксперты отмечают, что непредсказуемость законов не позволяет бизнесу адаптироваться к одному порядку и вести плановое развитие.
Другой момент, который активно обсуждается, - это стратегия налоговой политики. В условиях кризиса, когда надо придать импульс экономике, повысить деловую активность, то очень важна умеренная налоговая нагрузка. Правительство должно перейти от фискальной к стимулирующей роли налогообложения. Однако в Беларуси приоритеты расставлены иначе. За счет бюджета осуществляется поддержка не только малообеспеченных граждан, но и убыточных предприятий. "Правительству в условиях кризиса нужно отказаться от госдатаций и предоставить самим предприятиям возможность вести инвестиционную политику", - говорит эксперт.
А что в мире?
Согласно исследованию, проведенному недавно KPMG International и посвященному налогообложению юрлиц, острая необходимость в увеличении государственных доходов заставляет власти многих стран предпринимать активные действия, направленные на повышение налоговых сборов за счет косвенных налогов, таких как, например, НДС и и на повсеместное наращивание налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Согласно исследованию, средние ставки налогообложения прибыли в Европе держались на уровне 23,2%, т.е. впервые за последние 13 лет они не сократились по сравнению с предыдущим годом. Только в Азиатско-Тихоокеанском регионе средняя ставка налога на прибыль в этом году продолжила понижательную тенденцию предыдущих лет, упав с 28,4 процента в 2008 году до 27,5 процента в 2009 году.
Количество стран, применяющих систему косвенного налогообложения, в настоящее время превышает 150, и их количество растет год от года. Государства, в которых уже действуют такие системы, расширяют перечень услуг, на которые распространяется НДС.
В среднем ставки НДС в Европе выросли в течение 2009 года с 19,5 до 19,8 процента. В странах Азиатско-Тихоокеанского региона произошло незначительное падение ставки косвенного налога - с 10,9 до 10,8% в среднем.
"Уровень косвенного налогообложения, как правило, очень стабилен, - отметил Константин Юрченко, партнер налогового отдела КПМГ в России и СНГ. - Вплоть до этого года налоги на прибыль организаций сохраняли тенденцию к снижению каждый год, тогда как косвенные налоги оставались приблизительно на одном уровне. Таким образом, последние пять-шесть лет доля поступлений от косвенных налогов в бюджетных доходах многих стран постепенно увеличивалась".
В то же время существенно расширилось международное сотрудничество налоговых органов, особенно в отношении территорий с льготным режимом налогообложения и в области обмена информацией. Пока неизвестно, примет ли такое сотрудничество форму давления на страны с наиболее низкими налоговыми ставками с целью вынудить их приблизить свои ставки к среднему уровню. "Вполне возможен также возврат к активному обсуждению концепции налогообложения общемирового (а не территориального) дохода. В таком случае финансовый кризис действительно может привести к революционным изменениям в подходе к налогообложению организаций и к изменению динамики налоговой конкуренции", - заключает эксперт.
Стандартные ставки НДС в мире
Австрия | 20% | |||
Бельгия | 21% | |||
Болгария | 20% | |||
Великобритания | 17,5% | |||
Дания | 25% |
Грузия | 18% | |
Казахстан | 12% | |
Норвегия | 25% |
Германия | 19% | |||
Греция | 19% | |||
Ирландия | 21,5% | |||
Испания | 16% | |||
Италия | 20% | |||
Кипр | 15% | |||
Латвия | 21% | |||
Литва | 21% |
Россия | 18% | |
Турция | 18% | |
Украина | 20% | |
Швейцария | 7,6% | |
Южная Корея | 10% | |
Япония | 5% |
Люксембург | 15% | |||
Мальта | 18% | |||
Нидерланды | 19% | |||
Польша | 22% | |||
Португалия | 20% | |||
Румыния | 19% | |||
Словакия | 19% | |||
Словения | 20% | |||
Финляндия | 22% | |||
Франция | 19,6% | |||
Швеция | 25% | |||
Чехия | 19% | |||
Эстония | 20% |