Беларусь может обрушить российский авторынок

Источник материала:  
13.11.2009 13:25 — Новости Экономики

Гонка по созданию Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана может обернуться неожиданными потерями. В четверг на заседании экспертного совета по развитию конкуренции в сфере машиностроения при Федеральной антимонопольной службе (ФАС) выяснилось, что из-за разницы в таможенных пошлинах, существующих при ввозе иномарок физлицами в Беларуси и РФ, и возможного роста импорта иномарок может обрушиться российский авторынок, пишет "Независимая газета".

Как отмечает издание, ход совета, обсуждавшего защиту конкуренции и меры по стабилизации ситуации в отечественном автопроме в кризисный период, был нарушен докладом главы департамента стратегического развития международного автомобильного холдинга "Атлант-М" Алексея Терещенко.
 
"Согласно правительственным договоренностям, с 1 января 2010 года таможенные пошлины на ввоз автомобилей для юридических лиц должны быть унифицированы, - отметил он. - Причем сделано это будет на уровне, который сегодня существует в России и является более высоким, чем в Беларуси и Казахстане. С 1 июля должна будет стать прозрачной и таможенная граница между РФ и Белоруссией. Но при этом пошлины для физических лиц унифированы не будут, поскольку по законодательству ввоз ими товаров не рассматривается как осуществление внешней торговли". По мнению Терещенко, эта коллизия может привести к огромным потерям, которые понесет прежде всего российская автомобильная промышленность, учитывая огромную разницу в размерах пошлин для физлиц в двух странах.
 
"Можно привести несколько примеров, - отметил докладчик. - Скажем, при ввозе такой модели, как Mazda-3 2008 года выпуска с объемом двигателя 1,6 литра, таможенная пошлина для "физиков" в России составляет 3,6 тысячи евро, а в Беларуси - 1,12 тысячи евро. Причем эта разница растет вместе с увеличением класса автомобиля. Пошлина на Toyota Land Cruiser 2007 года с двигателем в 4,7 литра в России составит 13,1 тысячи евро, тогда как в Беларуси - 2,82 тысячи евро и т.д.".
 
Если разница в пошлинах не будет устранена, последствия окажутся самыми плачевными, считает Терещенко, приводя собственные расчеты. "В год в Белоруссию ввозится порядка 200 тысяч иномарок, при этом существует хорошо налаженная система оформления и регистрации, сервисная сеть, высокая квалификация перегонщиков и продавцов, контакты с аукционами в Европе и США и т.д., - перечисляет он. - Так что проблемы резкого увеличения ввоза в короткие сроки абсолютно не существует".
 
Схема, по его словам, будет простой - с белорусской стороны ввозятся довольно свежие иномарки, которые оформляются на физлиц, проводится растаможка по низкой ставке, чем могут заниматься как те же физические лица, так и "серые" дилеры, которые будут предоставлять финансовые ресурсы, искать покупателя в России и т.д. А после 1 июля дилеры будут забирать эти машины у частников и перепродавать в Россию. "Это прекрасная схема, и если положение дел не изменится, я и сам бы ею воспользовался, - откровенно отметил Терещенко. - В Беларуси 1,5 миллиона активных автовладельцев, так что даже если половина из них заинтересуется такой схемой, можно ждать притока в Россию 500-800 тысяч машин".
 
Что будет в результате, несложно представить. За ту же цену, которая действует внутри России на иномарки отечественного производства, можно будет купить импортную легковушку из Беларуси, но на 1-2 класса выше либо такую же, но гораздо дешевле. "В итоге получим резкое падение официального импорта и потери дилеров, но главное - снижение спроса на продукцию отечественного автопрома, - отмечает возмутитель спокойствия. - Я уже не говорю про продукцию "АвтоВАЗа"…"
 
В этих условиях Москве при подписании документов о Таможенном союзе необходимо потребовать от Минска решить этот вопрос и унифицировать пошлины на ввоз автомобилей для физических лиц. "При этом недопустимо соглашаться на введение какого-либо переходного периода", - уверен Терещенко.
 
Судя по всему, отмечает "Независимая газета", положение дел, обрисованное представителем автобизнеса, стало откровением для руководства ФАС, которое пообещало в оперативном порядке обратиться в правительство за соответствующими разъяснениями. Тем более что дела автопрома плохи. В 2009 году, согласно оценкам экспертов, объем продаж в России иномарок как собственного производства, так и импортных упал как минимум в два раза - с 2,08 млн до 1 млн. штук. По чисто российским автомобилям падение ожидается с 700 тысяч до 485 тысяч штук.

Не успели договориться
 
Впрочем, эксперты пока не драматизируют ситуацию. По мнению аналитика ИК "БрокерКредитСервис" Севастьяна Козицына, в условиях, когда автопром находится в крайне тяжелом положении, пропустить мимо внимания еще и проблему импорта с белорусского направления власти не смогут. "С Минском давно есть трения по поводу поставок в Россию сельхозтехники и "МАЗов", - отмечает эксперт. - В частности, производство их комбайнов уже давно предлагали перевести на нашу территорию". К тому же стоит вспомнить, сколько мер принимается для спасения автопрома и сколько миллиардов в него вливается, чтобы бояться каких-то "серых" импортеров.
 
"Если это подтвердится и никто ни в чем не ошибся, то никаких писем в правительство не потребуется, потому что над этим вопросом сразу начнется активная работа, - уверен Козицын. - У нас два канала для иномарок - Приморье и Беларусь. Первый прикрыли, так что и второй ликвидируют, иначе все меры поддержки окажутся бесполезными и "АвтоВАЗ" получит не 60-процентное падение, а рухнет на все 80%, если не больше".
 
Управляющий партнер ЮК "Добронравов и партнеры" Юрий Добронравов полагает, что лазейка имеет место, причем оставлена она могла быть не случайно. "Мне кажется, что Таможенный союз - проект в основном политический, - считает юрист. - Скорее всего, и по пошлинам шли какие-то переговоры, просто ни о чем договориться сразу не удалось". По его мнению, можно предположить, что на первых порах вопрос будет отложен, а затем будет решен путем установления административных преград. "Например, введением количественных ограничений или с помощью правительственных подзаконных актов", - предполагает Добронравов.
 
У Алексея Терещенко полной уверенности в том, что этот вопрос будет урегулирован и после 1 июля, нет. "Все помнят, что было в Приморье, когда вступили в силу повышенные пошлины, - говорит он. - Так вот низкий уровень таможенных пошлин в Беларуси также является социальным, и его повышение до российского в любом случае будет болезненным. И Минск может не захотеть этого сделать" пишет сайт newsru.com.
 

←Беларусь предполагает инвестирование в ОАО «Нафтан» в размере 1,3 млрд. долларов

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика