Зачем МВФ дает деньги и на что их тратят в Беларуси
В конце октября МВФ выделил Беларуси очередной транш кредита в $699,5 млн. Итого: по данной программе белорусское правительство получило около $2,23 млрд. Очевидно, что сегодня Беларусь получает деньги взамен на обещания настоящих рыночных реформ. Так международные организации пытаются выманить белорусское правительство из берлоги плановой экономики.
Как решил МВФ, в следующем году
Беларуси может быть выделено еще 1,4 млрд. долларов.
Скорее всего, белорусское правительство получит и эти
кредитные ресурсы. Уж очень сильно желание Фонда
поддержать даже самые робкие и непоследовательные реформы
Нацбанка и Совмина.
Дали под имитацию
Международный валютный фонд рассчитывает на здравый смысл
белорусских властей, на объективный анализ экономической
ситуации и на адекватное восприятие существующих и
будущих рисков. В группу поддержки этой надежды вошли
Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и
развития. Со своими обещаниями светлого финансового
будущего выступает Европейский Союз. Перед носом у
белорусских властей все эти организации крутят
миллиардными пачками "живых" долларов. Казалось бы,
протяни руку и получи. Складывается впечатление, что
международные организации пытаются выманить белорусское
правительство из берлоги плановой экономики. А наши
"медведи" с прищуром в глазах кивают головой и мычат в
ответ. То ли в знак согласия, то ли требуя еще меда - с
оплатой когда-нибудь.
Полученные 699,5 млн. долларов большой погоды в
белорусской экономике не сделают. Объем проблем
белорусской банковской системы и промышленных предприятий
гораздо больше. При хронически высоком дефиците торгового
и платежного баланса, упорном желании властей сохранить
завышенный курс рубля и многомиллиардных обязательствах
коммерческих структур этих денег хватит максимум на
месяц. Внешний долг станет больше. Правительство купило
себе еще несколько десятков дней относительного
спокойствия. И больше никаких перемен.
Белорусский бизнес просил правительство снизить ставки
аренды. Еще один указ их так снизил, что многие
предприятий прослезились от возможного роста арендной
планы на 50%.
Обещали закон о приватизации и специальное Агентство для
продажи госимущества. Декларировали продажу акций ведущих
банков и пяти серьезных предприятий. И опять все отложили
на потом.
И это не все. Де-факто существуют барьеры на перемещение
товаров между областями и городами. Исполкомы, Минторг и
его структуры "душат" малый бизнес
приказами-"рекомендациями" не повышать цены и не
продавать импорт. Повышается ставка самого вредного
налога - НДС - с 18% до 20%. Никто не собирается отменять
ограничения на покупку валюты. ИП-шникам все еще
запрещают нанимать людей на работу и торговать
белорусским пивом. Беснуются контрольные органы,
выписывая разорительные штрафы. И это рыночные реформы,
под которые МВФ дает деньги?
Деньги тратятся впустую
Если бы белорусские власти действительно хотели проводить
рыночные реформы, они бы действовали совсем иначе.
Во-первых, были бы сделаны серьезные кадровые
перестановки. Не по принципу "первый барак меняется
бельем со вторым", а содержательные перестановки.
Нынешний состав Совмина и экономический блок
администрации президента не понимают рынка и продолжают
верить в плановое хозяйство. Они могут вносить
косметические правки в государственную систему
регулирования, но создавать институты рынка они не в
состоянии.
Во-вторых, власти бы четко высказались в пользу
приватизации, либерализации и создания радикально лучших
условий для частного бизнеса. И это сделано не
было.
В-третьих, проблемы дефицита торгового и платежного
балансов решались бы путем адаптации курса белорусского
рубля к реальному притоку валюты. А власти ведут себя
так, как будто вот-вот на нас польется золотой денежный
дождь.
Наконец, о серьезности рыночных преобразований говорили
бы целенаправленные действия по вступлению страны в ВТО,
очищению балансов банков от плохих долгов, увеличению
доли оплаты затрат на ЖКУ, газ и электроэнергию,
банкротство хронических должников, стимулирование
реструктуризации предприятий, в том числе легализация
безработицы.
Ничего подобного мы не видим. Совмин в новом составе мог
бы действовать более решительно, но ему нужны реальные
полномочия и четкая постановка рыночных задач.
Все эти факты доказывают, что резкое потепление отношения
международных финансовых организаций и структур к
Беларуси - это финансирование приглашения Беларуси к
рыночным реформам. Очень дорогое приглашение получается.
Деньги тратятся впустую. Время уходит. Терпение
приближается к опасной черте. И иностранцам, и
белорусскому бизнесу надоедают пустые обещания. Кризис
бьет по карману здесь и сейчас, а предпринимателей
продолжают кормить светлым будущим, доводя до них
прогнозные показатели роста.
Политический аванс
МВФ - это не автономный финансовый кредитор. Решения о
выделении Беларуси займов не могли быть приняты без
согласия США и стран ЕС. Это аванс нашей стране как члену
программы Восточного партнерства. Запад, в отличие от
России, не будет ждать 15 лет, чтобы убедиться, что
белорусские власти водят его за нос. Сегодня МВФ говорит:
"Привлечение достаточных финансовых ресурсов от
международного сообщества является необходимым условием
успеха проводимых Беларусью реформ. В связи с этим
официальные органы готовы принять экстренные меры в
случае возникновения дефицита финансирования".
МВФ пока верит в готовность и решимость белорусских
властей резко сокращать расходы бюджета, затягивать пояса
и убеждать делать это банки, предприятия и население. Нам
осталось недолго ждать, чтобы увидеть, насколько
оправданы ожидания Фонда.
Совсем недавно эту организацию записывали чуть ли не во
враги Беларуси. Сегодня МВФ находится в списке если не
друзей, то надежных партнеров. Как изменится мнение
белорусских властей после того, как Фонд начнет требовать
реальных реформ и откажет в выделении очередного транша,
остается только догадываться.
Ярослав Романчук