Юбилей CITROЁN – 90 лет креативных технологий
История о том, как нужно и как не нужно вести бизнес. История о том, что оригинальность приводит к успеху только тогда, когда за ней кроется холодный расчет. Это история Андре Ситроена и его знаменитой компании CITROЁN.
История происхождения знаменитого логотипа CITROЁN – «двойного шеврона» – известна многим. Это стилизация двух зубцов конической шестерни, с производства которых Андре Ситроен начал свой бизнес и которые принесли ему первый успех в промышленной Европе. Но это лишь один факт из множества очевидных и невероятных событий, которые произошли с CITROЁN за последние 90 лет.
Андре Ситроен раньше своих европейских конкурентов понял, что будущее – за конвейерной сборкой. Поэтому он разработал и запустил в производство в 1919 году всего одну модель – CITROЁN Type A. И уже через год из ворот завода на набережной Жавель в Париже ежедневно выезжало по 100 готовых автомобилей. Небывалая цифра для того времени! Секрет заключался в том, что Ситроен, в отличие от конкурентов, предлагал не голую раму с колесами без шин, а готовый к эксплуатации автомобиль. С пневматическими шинами Michelin и «запаской», фарами и даже… электрическим стартером!
Талантливый управленец, оригинальный рекламист – иногда кажется, что Ситроен мог бы заменить собой весь совет директоров в современной автомобильной компании. «Когда ты что-то производишь, нужно, чтобы люди об этом знали и говорили». И об автомобилях CITROЁN действительно говорили все. Однажды Ситроен узнал об одном английском летчике, умеющем выводить на фоне неба буквы с помощью оставляемого самолетом белого следа. И в один прекрасный день в небе появились четырехсотметровые буквы фамилии предпринимателя, растянувшиеся почти на пять километров. Громадные деньги – на ветер, но какой эффект! Но главная затея Ситроена поражает своей смелостью и размахом даже сегодня. Компания заказала установку на Эйфелеву башню 125 тысяч электрических лампочек, и 4 июля 1925 года французы увидели настоящее чудо. На башне одно за другим появлялись огромные светящиеся изображения: силуэт самой башни, звездный дождь, полет комет, знаки Зодиака, год создания башни, текущий год и… фамилия Ситроена! Причем это шоу было совсем не однодневным – Эйфелева башня отработала рекламным стендом CITROЁN целых девять лет!!!
Сейчас уже никто и не помнит, сколько раз компания CITROЁN была первопроходцем в довоенном автопроме. Первое в Европе крупномасштабное производство автомобилей, первая серийная модель с передним приводом – знаменитый Traction Avant, первая полноценная дилерская сеть с гигантскими автосалонами, которые получали от производителя полную поддержку: от автомобилей и запасных частей до технологий сервисного обслуживания и рекламы. Это Андре Ситроен придумал так называемые «рекламные пробеги», во время которых весь модельный ряд CITROЁN колесил по регионам Франции. Публикации в газетах подогревали интерес, на следующий день на центральных площадях выстраивались сами автомобили, а представители компании тем временем рассказывали об особенностях той или иной модели. «Выставки – самое эффективное и наименее дорогое средство рекламы. Ни один из самых замысловатых рекламных приемов не может сравниться с демонстрацией продукции. Впечатление от увиденного своими глазами намного богаче того, что оставляют несколько строчек в газете», – считал бизнесмен. И он был прав: от 3% до 15% посетителей выставок «на колесах» уезжали домой на собственных авто. Ситроен наладил выпуск игрушечных автомобилей, в точности повторявших большие машины для взрослых. За счет компании по всей Франции было установлено более 150 тысяч дорожных знаков и указателей, которые венчал «двойной шеврон». CITROЁN был везде, и это приносило впечатляющие результаты: в начале 1930-х годов компания вышла на первое место про продажам автомобилей во Франции, а потом и во всей Европе!
Андре Ситроен смог создать настоящую автомобильную империю, но, к сожалению, не смог справиться с экономическим кризисом, который поразил Европу, и своей серьезной болезнью. В 1935 году компания CITROЁN переходит в управление французского концерна Michelin и продолжает выпускать знаменитую модель Traction Avant. Но уже тогда стало ясно, что будущее принадлежит компактным и недорогим автомобилям. Проект так и назвали – Tres Petite Voiture. Первые прототипы были разработаны к 1937 году, но Вторая мировая война спутала компании все планы. И только в 1948 году на автосалоне в Париже была представлена новая серийная модель – 2CV. Легендарная «Де-шво» оказалась истинно народным французским автомобилем, а также самой продаваемой и самой «долгоиграющей» моделью CITROЁN – за 32 года (с 1948-го по 1990 год) было выпущено 5 114 940 экземпляров!
Автомобиль Фантомаса и президента Французской Республики генерала де Голля… CITROЁN DS
Но на этом CITROЁN не успокаивается. В 1955 году, опять же на Парижском автосалоне, «двойной шеврон» представляет свой очередной шедевр. Автомобиль Фантомаса и президента Французской Республики генерала де Голля CITROЁN DS, который сразу же окрестили «Богиней» (название модели созвучно французскому слову «deesse» – «богиня»), становится настоящей автомобильной иконой Франции. Эта модель была не просто фантастически красивой – она была еще и фантастически технологичной. DS получил уникальную гидравлическую подвеску, которая превращала каждую поездку в сверхкомфортабельное путешествие, не говоря уже про такие «мелочи», как гидроусилитель тормозов и рулевого управления, а также поворотные (!) фары с механическим приводом. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в первый день Парижского автосалона на CITROЁN DS было получено 12 000 заявок, а один из руководителей Rolls-Royce сказал в частной беседе, что эта модель войдет в автомобильную историю. Так и получилось – сегодня DS занимает свое почетное третье место в пятерке лучших автомобилей ХХ века.
CITROЁN покорял не только автолюбителей и автоценителей. В 1920-х годах серийные автомобили CITROЁN совершили несколько изнуряющих автопробегов по Сахаре и через всю Азию. В 1930-х годах спортпрототипы Rosalie установили несколько рекордов выносливости, проехав 100 000 километров со средней скоростью 104 км/ч. В 1990-х CITROЁN ZX Rallye Raid четырежды выигрывал гонку «Париж–Дакар», а уже в наше время команда CITROЁN Sport одержала пять побед подряд в мировом чемпионате ралли WRC (с 2004-го по 2009 год), а легендарный пилот Себастьен Леб уже является шестикратным чемпионом WRC!
После знакомства с историей CITROЁN становится понятно, что «Креативные технологии» – не просто новый слоган компании. По сути, это философия CITROЁN, задуманная Андре Ситроеном около века назад. Философия красоты и технического совершенства, которая с каждым годом обретает все больше и больше ценителей.
Узнайте подробности
праздника на www.citroen.by.