Малый бизнес хотят подключить к разгрузке складов налоговыми льготами
27.10.2009
—
Новости Экономики
Чтобы заинтересовать ЧУПы вывозить белорусские товары, проектом указа предусматривается, в частности, снижение для них налоговой нагрузки минимум в 2 раза. Предполагается, что ЧУП, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и занимающиеся экспортом, будут уплачивать налог от валовой выручки по ставке 3% с уплатой НДС (сейчас 6%) или 4% без уплаты НДС (сейчас 8%).
Представители бизнес-сообщества до подписания указа воздерживаются от комментариев относительно планируемых изменений, так как в итоговом варианте налоговые послабления могут быть изменены. Но расширение числа потенциальных экспортеров за счет микроорганизаций, по их мнению, приведет к серьезной активизации бизнеса по продажам белорусского товара.
В этой связи микроорганизациям окажется кстати и финансовая поддержка со стороны банковского сектора. На прошлой неделе Белорусский банк малого бизнеса начал кампанию "Прадавайце беларускае!" в поддержку белорусских экспортеров. Правление ББМБ приняло решение снизить процентную ставку на кредиты, выдаваемые в евро. Если для обычного предпринимателя еврокредиты предлагаются под 17-22%, то экспортеры белорусских товаров по программе "Прадавайце беларускае!" могут привлечь дополнительные средства на развитие бизнеса под 12% годовых. Размер кредита — от 10 до 200 тыс. евро.
Как рассказала "Белорусским новостям" начальник службы маркетинга банка Кристина Витушко, в ББМБ уже поступило несколько заявок на получение кредита от предпринимателей из Гродно и Могилева.
Между тем "у самих чиновников нет уверенности, что кампания по привлечению частного бизнеса к реализации товаров белорусских производителей не свернется", отмечают представители бизнес-сообщества. Чиновники рассчитывали на больший первоначальный эффект от участия малого бизнеса в разгрузке складов.
Фактически во всех регионах созданы объекты оптовой торговли, где предприниматели могут приобретать белорусские товары для последующей реализации, в том числе за рубежом. В частности, в Минске в начале октября оптовая площадка была открыта на базе КУП "Минский оптовый рынок".
Однако, по словам директора департамента по предпринимательству Министерства экономики Александра Лихачевского, пока работа на данной площадке ведется недостаточно эффективно. За три недели работы площадки белорусскими предприятиями было заключено около 20 договоров примерно на 25 млн рублей.
По мнению заместителя председателя Белорусского союза предпринимателей Екатерины Чижик, во многом это объясняется недостаточной рекламой, скудным ассортиментом и высокими ценами на белорусскую продукцию: "Очень маленькое предложение от небольшого числа производителей. Мне даже хочется обратиться к нашим производителям с вопросом, хотят ли они продавать свою продукцию или нет?"
Не отработаны и некоторые технические моменты. В частности, цены в прайс-листах производителей указаны без НДС. По словам Е. Чижик, предприниматели должны видеть окончательную цену товара.
Председатель БСП Александр Калинин считает, что эффективность от указа по стимулированию экспорта белорусских товаров предпринимателями была нивелирована отсутствием возможности для ИП нанять хотя бы одного работника. Вместе с тем этот вопрос, похоже, так и останется для предпринимателей нерешенным.
А. Калинин также отметил негативное влияние на ситуацию с экспортом высоких цен на белорусские товары. Некоторые виды белорусской продукции оказываются на 30% дороже аналогичных российских товаров, несмотря на сопутствующие расходы по их доставке из России: "Значит, надо упрощать налоги. Ведь у предприятий — уйма издержек, которые ложатся на себестоимость, увеличивая стоимость товара".
За две декады октября доля запасов готовой продукции, реализованная субъектами малого бизнеса, составила 8,2% от общего объема реализации по стране. Это около 80-90 млрд рублей, что меньше, чем в прошлом месяце, поскольку общий объем отгрузок вырос, а закупки предпринимателей остались на том же уровне.
Однако, по мнению А. Калинина, данные статистики не совсем точно отражают общую картину, так как "часть товара просто идет мимо статистики, его никто не собирается показывать".
Чтобы повысить долю участия бизнеса в реализации белорусских товаров, необходимо изменить систему штрафных санкций, считает А.Калинин. Он отметил, что при разработке Указа № 510 о совершении контрольной (надзорной) деятельности БСП удалось ввести такую норму, как право на ошибку субъектов хозяйствования. Благодаря этому мелкие неточности, в частности при оформлении документов, не являются административным правонарушением.
"Этот принцип надо распространить на Кодекс об административных правонарушениях. Кодекс жесткий, ряд норм имеют просто карательный характер. А некоторые статьи просто отпугивают белорусов заниматься предпринимательской деятельностью. В первую очередь, статья 23.17, которая предусматривает наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо до 10% от суммы денежной оценки хозяйственной операции, указанной в документах".
Сейчас БСП прорабатывает вопрос создания товаропроводящей сети путем открытия магазинов отечественных товаров, в частности, в Москве. Один из таких магазинов может быть открыт до конца текущего года.
"Любой бизнес требует серьезных вложений, рекламы, раскрутки. Поэтому какой эффект может быть за несколько недель? Нельзя вот сразу ожидать, что предприниматели немедленно повезут на десятки миллиардов рублей товаров на экспорт. Нужно время", — считает А. Калинин.
Представители бизнес-сообщества до подписания указа воздерживаются от комментариев относительно планируемых изменений, так как в итоговом варианте налоговые послабления могут быть изменены. Но расширение числа потенциальных экспортеров за счет микроорганизаций, по их мнению, приведет к серьезной активизации бизнеса по продажам белорусского товара.
В этой связи микроорганизациям окажется кстати и финансовая поддержка со стороны банковского сектора. На прошлой неделе Белорусский банк малого бизнеса начал кампанию "Прадавайце беларускае!" в поддержку белорусских экспортеров. Правление ББМБ приняло решение снизить процентную ставку на кредиты, выдаваемые в евро. Если для обычного предпринимателя еврокредиты предлагаются под 17-22%, то экспортеры белорусских товаров по программе "Прадавайце беларускае!" могут привлечь дополнительные средства на развитие бизнеса под 12% годовых. Размер кредита — от 10 до 200 тыс. евро.
Как рассказала "Белорусским новостям" начальник службы маркетинга банка Кристина Витушко, в ББМБ уже поступило несколько заявок на получение кредита от предпринимателей из Гродно и Могилева.
Между тем "у самих чиновников нет уверенности, что кампания по привлечению частного бизнеса к реализации товаров белорусских производителей не свернется", отмечают представители бизнес-сообщества. Чиновники рассчитывали на больший первоначальный эффект от участия малого бизнеса в разгрузке складов.
Фактически во всех регионах созданы объекты оптовой торговли, где предприниматели могут приобретать белорусские товары для последующей реализации, в том числе за рубежом. В частности, в Минске в начале октября оптовая площадка была открыта на базе КУП "Минский оптовый рынок".
Однако, по словам директора департамента по предпринимательству Министерства экономики Александра Лихачевского, пока работа на данной площадке ведется недостаточно эффективно. За три недели работы площадки белорусскими предприятиями было заключено около 20 договоров примерно на 25 млн рублей.
По мнению заместителя председателя Белорусского союза предпринимателей Екатерины Чижик, во многом это объясняется недостаточной рекламой, скудным ассортиментом и высокими ценами на белорусскую продукцию: "Очень маленькое предложение от небольшого числа производителей. Мне даже хочется обратиться к нашим производителям с вопросом, хотят ли они продавать свою продукцию или нет?"
Не отработаны и некоторые технические моменты. В частности, цены в прайс-листах производителей указаны без НДС. По словам Е. Чижик, предприниматели должны видеть окончательную цену товара.
Председатель БСП Александр Калинин считает, что эффективность от указа по стимулированию экспорта белорусских товаров предпринимателями была нивелирована отсутствием возможности для ИП нанять хотя бы одного работника. Вместе с тем этот вопрос, похоже, так и останется для предпринимателей нерешенным.
А. Калинин также отметил негативное влияние на ситуацию с экспортом высоких цен на белорусские товары. Некоторые виды белорусской продукции оказываются на 30% дороже аналогичных российских товаров, несмотря на сопутствующие расходы по их доставке из России: "Значит, надо упрощать налоги. Ведь у предприятий — уйма издержек, которые ложатся на себестоимость, увеличивая стоимость товара".
За две декады октября доля запасов готовой продукции, реализованная субъектами малого бизнеса, составила 8,2% от общего объема реализации по стране. Это около 80-90 млрд рублей, что меньше, чем в прошлом месяце, поскольку общий объем отгрузок вырос, а закупки предпринимателей остались на том же уровне.
Однако, по мнению А. Калинина, данные статистики не совсем точно отражают общую картину, так как "часть товара просто идет мимо статистики, его никто не собирается показывать".
Чтобы повысить долю участия бизнеса в реализации белорусских товаров, необходимо изменить систему штрафных санкций, считает А.Калинин. Он отметил, что при разработке Указа № 510 о совершении контрольной (надзорной) деятельности БСП удалось ввести такую норму, как право на ошибку субъектов хозяйствования. Благодаря этому мелкие неточности, в частности при оформлении документов, не являются административным правонарушением.
"Этот принцип надо распространить на Кодекс об административных правонарушениях. Кодекс жесткий, ряд норм имеют просто карательный характер. А некоторые статьи просто отпугивают белорусов заниматься предпринимательской деятельностью. В первую очередь, статья 23.17, которая предусматривает наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо до 10% от суммы денежной оценки хозяйственной операции, указанной в документах".
Сейчас БСП прорабатывает вопрос создания товаропроводящей сети путем открытия магазинов отечественных товаров, в частности, в Москве. Один из таких магазинов может быть открыт до конца текущего года.
"Любой бизнес требует серьезных вложений, рекламы, раскрутки. Поэтому какой эффект может быть за несколько недель? Нельзя вот сразу ожидать, что предприниматели немедленно повезут на десятки миллиардов рублей товаров на экспорт. Нужно время", — считает А. Калинин.