В Минске опасаются Таможенного союза
Профильная комиссия парламента Беларуси 26 октября рассмотрит пакет документов, подписанных в рамках создания Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана. Как поясняет пресс-служба парламента, всего для ратификации поступило 13 договоров. В понедельник планируется рассмотреть пять из них.
Белорусские депутаты изучат соглашения
об условиях и механизме применения тарифных квот, о
секретариате комиссии Таможенного союза (ТС). Сегодня
также будут рассмотрены протоколы о единой системе
тарифных преференций, предоставлении тарифных льгот, об
условиях и порядке применения в исключительных случаях
ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок
единого таможенного тарифа.
Напомним, что последние учредительные
документы, касающиеся создания Таможенного союза
Беларуси, России и Казахстана, были согласованы на
прошлой неделе в четверг. Ключевые из них стороны должны
подписать в Минске 27 ноября. В частности, должны быть
подписаны Таможенный кодекс, договор о едином нетарифном
и таможенно-тарифном регулировании и соглашение об
организации деятельности комиссии ТС.
Экономически активную общественность
Белоруссии пугает стремительное продвижение трех стран к
реализации идеи создания ТС. Бизнес беспокоит отсутствие
информации о том, какими станут ввозные пошлины после
вступления в силу единого таможенного тарифа (1 января
2010 года) и каким будет механизм зачета НДС в рамках ТС.
В конце минувшей недели сразу два
крупных бизнес-объединения страны обсуждали тему создания
ТС. Шквал вопросов на эту тему вынудил первого
вице-премьера правительства Владимира Семашко пообещать,
что в начале ноября для представителей бизнеса будет
организован семинар, объясняющий механизмы работы в ТС.
Однако, судя по высказываниям
белорусских бизнесменов, беспокоит их не только то, о чем
они не знают, но и многие уже понятные новшества. В
частности, самое очевидное - товары всех трех стран будут
свободно перемещаться по территории Беларуси, России и
Казахстана без всяких ограничений. Предприниматели
считают, что национальные условия хозяйствования
ограничивают возможности предприятий и ставят их в менее
выгодные условия по сравнению с теми, которые созданы в
России и Казахстане. Они опасаются, что более свободные в
принятии решений конкуренты из этих стран заполонят
белорусский рынок, что может привести к разорению местных
компаний. Поэтому представители бизнеса требуют от
правительства ускоренной либерализации и выравнивания
хозяйственных условий, к чему чиновники еще не совсем
готовы.
Эксперт по вопросам экономики,
принимавший участие в подготовке учредительных документов
ТС, признался "НГ", что опасения белорусских компаний
небеспочвенны. По его словам, все основные вопросы в ТС
рассматриваются "сквозь призму Москвы". В частности, он
пояснил, что финансовые требования, которые формулирует
общее таможенное законодательство, например, к
компаниям-перевозчикам, могут оказаться неподъемными для
белорусских компаний. В свою очередь, это приведет к
захвату рынка российскими компаниями и банкротству
местных.
Несмотря на то что создание ТС идет
семимильными шагами, скептицизм в отношении скорого
результата остается. Повод дают высказывания некоторых
белорусских чиновников. В частности, в пятницу
представитель Минэкономики заявил, что белорусская
сторона настаивает на выравнивании цен на энергоносители
в ТС. В противном случае российские субъекты будут иметь
преимущества. Непростым видится и согласование вопроса о
распределении таможенных пошлин. Как сообщалось, Россия
считает, что 90% должно поступать в российский бюджет, и
этот вопрос "остро дискутируется". Неясно пока, когда
границу откроет Казахстан. Ранее шла речь о том, что это
произойдет 1 июля 2011 года, однако впоследствии
Казахстан заявил о своем желании открыть границу
одновременно с Россией и Беларусью - с 1 июля 2010 года.
Как ранее писала "НГ", многие эксперты в Минске считают проект по созданию ТС больше политическим, чем экономическим. Они полагают, что он призван расширить геополитическое влияние России. Интерес Беларуси в ТС - дешевые энергоносители, а это значит, что данный вопрос может оказаться камнем преткновения в реализации всего проекта.