Постоянная потребность
На девятом заседании комиссии Таможенного союза, состоявшемся 21 октября, были рассмотрены проекты документов, которые будут представлены главам государств 27 ноября для подписания в Минске. Ожидается, что принятие их сформирует нормативную базу Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси. Кроме того, участники комиссии в очередной раз объявили о полном согласовании таможенного тарифа союзников, который должен вступить в силу с нового года. Однако пока каждая из стран продолжает искать наиболее выгодные для себя варианты регулирования внешней торговли.
Так, в Беларуси наступила короткая передышка в борьбе с импортом. Указом от 8.10.2009 № 497 установлен до 1 марта 2010 г. беспошлинный ввоз импортного оборудования по 215 товарным позициям кода ТН ВЭД для техпереоснащения и модернизации отечественных производств. Эти нормы коснутся товаров контрактной стоимостью не менее 10 тыс. USD за единицу и документально подтвержденным сроком изготовления не ранее 2004 г.
Нулевая ставка ввозной таможенной пошлины распространяется, в частности, на турбины газовые, силовые установки и двигатели гидравлические, насосы, компрессоры, котлы отопления, кондиционеры, посудомоечные машины, оборудование для упаковки, краны башенные, лифты, погрузчики, трансформаторы, станы прокатные, обрабатывающие центры, токарные станки, приборы управления и пр.
Кроме того, Указом от 16.10.2009 № 507 продлено до 1.07.2010 г. действие Указа от 15.04.2009 № 193, которым был приостановлен до 1 октября запрет на экспорт кожевенного сырья. Напомним, такой запрет был введен Указом от 14.10.2008 № 560 в целях увеличения объемов кожевенного сырья, вовлекаемого в хозяйственный оборот, его переработки, а также защиты внутреннего рынка производителей кожевенных товаров. Однако необходимость наращивания экспорта и притока валютной выручки заставила принять иные решения.
КАК СООБЩАЛА «ЭГ», в рамках антикризисной политики Указом от 21.04.2009 № 214 были временно установлены повышенные ставки ввозных пошлин более чем на 400 товарных позиций потребительского импорта. Кроме того, был принят пакет документов, которым отменены вывозные таможенные пошлины на экспорт лесоматериалов. Разрешены поставки на экспорт ряда продовольственных товаров без заключения биржевых контрактов. Сняты ограничения на вывоз товаров физлицами.
Замминистра экономики Татьяна Старченко, выступая на конференции «Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития», сообщила, что принятые правительством меры в регулировании внешней торговли направлены прежде всего на оптимизацию импорта и сокращение валютных расходов. В частности, эти меры позволили добиться позитивных изменений: ежемесячный средний прирост отрицательного сальдо существенно сократился: с 500 млн. USD в I полугодии до — 168,3 млн. в июле. «В целях ужесточения закупок импортных товаров введена персональная ответственность руководителей всех уровней. В отраслевых министерствах и исполкомах созданы рабочие группы по расходованию денежных средств при проведении закупок импортных товаров. Поставлена задача финансирования закупок оборудования за счет долгосрочных иностранных кредитных ресурсов», — проинформировала замминистра.
Тем временем правительство России, проанализировав опыт своих антикризисных мер таможенно-тарифной политики, пришло к выводу, что искусственное ограждение от импорта снижает стимулы для повышения конкурентоспособности отечественного производителя, ущемляет интересы потребителя, ведет к росту цен на внутреннем рынке. Тем не менее из 600 товарных позиций, по которым были изменены ставки ввозных пошлин в 2009 г., на 350 они были повышены. В результате стоимостный объем импорта,ввезенного по новым ставкам, в январе-августе 2009 г. в РФ составил 7,4 млрд. USD, сократившись более чем вдвое — на 8,8 млрд. USD. Часть «зажатого» тарифами импорта (в т.ч. станки, сельхозтехника) являлась инвестиционным и поспособствовала обвалу инвестиций у наших соседей в I полугодии.
С ВВЕДЕНИЕМ единого таможенного тарифа в рамках Таможенного союза примерно по 18% позиций россиянам придется снизить тарифы. Однако, как заявил замминистра экономического развития РФ Андрей Слепнев, по ряду «чувствительных» позиций, в т.ч. фармацевтике, автомобилестроению и производству химической продукции, Россия намерена оставить нынешний уровень защиты. Останется тарифное квотирование по мясу, хотя новые квоты, скорее всего, будут ниже с учетом роста внутреннего производства.
Нерешенным остается и вопрос о порядке зачисления и распределения таможенных пошлин. С этой проблемой предстоит разобраться специальной группе во главе с Минфином РФ до 1.06.2010 г. Это значит, что первые полгода ситуация с пошлинами в Таможенном союзе будет непростой, ведь в ряде секторов партнеры по Союзу являются конкурентами, и соблазн прибегнуть к протекционизму слишком велик. Впрочем, поскольку удержаться от него сегодня мало кому в мире удается, остается надеяться, что защитные меры не станут постоянным механизмом, а ограничатся, как и положено для временных мер, девятимесячным сроком, который, к примеру, соблюдается в упомянутых указах. А при необходимости — продлевается.
Кирилл ПРУДНИКОВ