Беларуси за счастье то, что уже не нужно другим странам
За прошедший год власти Беларуси изрядно отредактировали законодательство для увеличения притока в страну финансовых ресурсов в иностранной валюте. С одной стороны это позволило несколько стабилизировать ситуацию на валютном рынке, вызванную повышенным спросом населения в первой половине текущего года и беспрецедентным ростом отрицательного сальдо внешней торговли. Кроме того, внушительная доля внешних заимствований в виде связанных кредитов позволяет властям продолжать модернизацию производства, за которую они взялись только тогда, когда в экономике страны запахло чем-то не хорошим.
Объем внешнего финансирования, который удалось привлечь белорусским банкам, на 1 июля 2009 года составил $3,11 млрд., 54% из которых пришлось на ресурсы, предоставленные финансовыми учреждениями стран ЕС. Основными странами-кредиторами выступают Германия ($615 млн.), Австрия ($545 млн.). Около 70% приходится на заимствования на срок свыше одного года.
Такие данные на этой неделе озвучил начальник главного управления банковского надзора, член совета директоров Национального банка Беларуси Сергей Дубков на конференции "Эффективное использование финансовых инструментов ЕС как новая возможность для социально-экономического развития белорусских регионов", организованной Международным резервным банком при содействии Нацбанка.
Однако не стоит забывать, что речь идет о кредитах, которые в скором времени придется возвращать, а до этого момента еще необходимо и обслуживать – платить проценты и отнюдь не низкие. Внешние кредиторы неплохо заработают на дефиците валюты.
Кризис заставил всех говорить об экономии, о необходимости считать каждую копейку. Прошел год и ряд развивающихся стран, активно привлекавших внешних ресурсы вплоть до настоящего времени, изменили свое отношение к проблематике внешнего заимствования. Проще говоря, внешних кредиторов уже не ждут с распростертыми объятиями, обещая при этом гарантии чуть ли на уровне главы государства наряду со всевозможными льготами и послабления. Одно дело, когда зарабатывает свой бизнес, совсем другое, когда на проблемах своих налогоплательщиков кормится чужой.
На этой неделе две крупных страны с развивающейся экономикой поумерили пыл внешних кредиторов. В частности, Бразилия ввела налог на иностранные инвестиции в качестве меры против излишней спекуляции на фондовой бирже и на рынке капиталов и снижения курса доллара к бразильскому реалу, что уже успело негативно сказаться на объемах бразильского экспорта.
В свою очередь Центробанк России предложил внести изменения в налоговое законодательство, дестимулирующие внешние заимствования российский банков и компаний. Речь идет не о неком запрете на внешние займы, а о мерах по снижению привлекательности таких финансовых инструментов.
Безусловно, Беларусь – не Россия и уже тем более не Бразилия. Несмотря на избыток ликвидности на внешних рынках с низкой учетной ставкой регуляторов и в то же время на высокую стоимость таких ресурсов для Беларуси, вызванную в первую очередь большим политическом риском и низкой инвестиционной привлекательностью страны, властям приходится прикладывать немалые усилия по привлечению валютных средств.
Так, предпринятая в конце 2008 года попытка властей увеличить приток валютных депозитов в страну за счет предоставленных государством гарантий сохранности этих средств не увенчалась успехом. Так из 1,67 млрд долларов, привлеченных банками из стран ЕС, только 45,4 млн. долларов приходится на депозиты.
Золотовалютные резервы страны условно пусты. Для функционирования белорусский экономики одних только кредитов МВФ, ВБ и России явно недостаточно. В этой связи у властей вместе с Нацбанком РБ не остается иного выбора как активно содействовать процессу привлечения внешних займов. Это и меры по улучшению инвестиционного климата. И прозвучавшая в начале года рекомендация регулятора коммерческим банкам как можно чаще проводить различные международные конференции и семинары с участием потенциальных инвесторов. Это и изменения в законодательные акты, развивающие финансовую инфраструктуру в стране - достаточно вспомнить бюро кредитных историй, агентство по страхованию вкладов, инициативу Нацбанка о создании коллекторских бюро.
Вместе с тем, совокупный внешний долг Беларуси на 1 июля составил 17,6 млрд. долларов, обслуживание которого обходится в немалую копейку. И только структурные реформы и преобразования, которые будут понятны внешним кредиторам, позволят снизить процентную нагрузку на экономику страны. Ведь даже по очень усредненной ставке в 12% обслуживание такого долга обходится стране в 2 млрд. долларов в год. Для сравнения: первоначальный объем финансирования Беларуси в рамках программы stand-by МВФ составлял 2,46 млрд. долларов.
В этой связи весьма интересна идея о создании в Беларуси бюджетных фондов поддержки малого и среднего бизнеса, которые могли бы стать существенным подспорьем для желающих уйти в свободное плавание граждан на первоначальном этапе. В мае текущего года был подписан указ №255, согласно которому правительству поручено ежегодно в проекте республиканского бюджета предусматривать расходы на финансирование программ государственной поддержки малого предпринимательства.
Реализация документа, сам текст которого весьма далек от самой идеи стимулирования развития частного бизнеса в стране, еще не началась. Кроме того, власти стесняются озвучить сумму, заложенную в проект бюджета на 2010 год. Да и вряд ли можно рассчитывать на то, что это указ начнет в полной мере работать в следующем году – слишком неадекватно пока отношение властей страны к частному бизнесу.
Между тем, весьма существенное различие в отношении властей Беларуси к проблематике внешнего заимствования по сравнению с подходами той же России и Бразилии лишь подтверждает отсталость белорусской экономики от экономик развивающихся (даже не развитых) стран и демонстрирует ущербность командно-административной модели.
Беларусь почти на год «запоздала» с началом кризиса. Однако сегодня никому даже в голову не придет мысль о том, что уже к концу 2010 года белорусские власти смогут поднять вопрос о необходимости введения неких мер, дестимулирующих активность по привлечению внешних займов.
Еще в течение долгих лет для Беларуси будет дорогим, в прямом смысле этого слова, благом то, что уже сегодня не является острой необходимостью для других стран.