Торговый центр формата «ПЕРЕрынок»

Источник материала:  
19.10.2009 07:16 — Новости Экономики

Торговый центр формата «ПЕРЕрынок»

Открытие ряда крупных торговых центров, запланированное на конец 2009-го – первую половину 2010 года, не избавит Минск от дефицита современных торговых площадей.

Ближайшие планы в этом сегменте столичной недвижимости настраивают на оптимистичный лад. На конец года запланировано открытие крупного торгового центра формата DIY (Do It Yourself «Сделай сам») на улице Притыцкого. Это будет самый крупный объект подобного формата в Минске, общая площадь которого составит около 9000 кв.метров. В исторически сложившемся торговом районе – возле «Комаровского рынка» – должны быть запущены сразу два проекта: торговый центр на улице Кульман, позиционируемый как объект для размещения «дорогих» магазинов, и торговый центр с паркингом на улице Веры Хоружей. Возможно, что в этом году начнет функционировать и торговый центр с паркингом на улице Немига. В первой половине 2010 года заявлены к вводу крупные торговые объекты на улицах Немига и Сурганова, гипермаркет в микрорайоне «Шабаны».

Но решит ли это для Минска проблему дефицита современных торговых площадей, где покупатели могут не только совершать покупки, но и приятно проводить время?

По оценкам экспертов международной консалтинговой компании Colliers International, чтобы приблизиться к среднему показателю по столицам государств Центральной и Восточной Европы, Минску в среднесрочной перспективе необходимо прирасти площадями современных объектов торговли в 2,5–3 раза.

Согласно информации Управления торговли и услуг Мингорисполкома, по состоянию на 1 января 2009 года обеспеченность минчан торговыми площадями достигла 0,304 кв.м на человека. Если учитывать только более-менее современные торговые объекты, то этот показатель уменьшится до 0,2 кв.м на одного горожанина. Для сравнения, в ближайшей к нам европейской столице – Вильнюсе – этот показатель составляет 0,6 кв.м, в Риге – 0,65, Варшаве – 0,71 кв.метра. (графика)

– При этом практически весь объем европейских торговых площадей представлен современными объектами: начиная от магазинов формата «у дома» до межрегиональных торгово-развлекательных центров. Неудобные и просто неприятные для посещения «рынки под крышей», универмаги с прилавочной формой торговли изжили себя как формат, и их практически нигде нет, – подчеркивает глава представительства международной консалтинговой компании Colliers International Андрей АЛЕШКИН.

Ритейл как знак качества
Минская картина «торговых рядов» все еще выглядит не слишком по-европейски: в отдельных районах города все еще остро ощущается нехватка даже обычных супермаркетов, обеспечивающих жителей товарами повседневного потребления, не говоря уже о торгово-развлекательных центрах...

– Центр города всегда был насыщен объектами торговли и продолжает развиваться – это естественно для любого населенного пункта. А вот современные торговые объекты в спальных районах начали появляться только в последние несколько лет. Девелоперам сегодня интересны новые растущие районы, такие как Каменная Горка, Сухарево, Брилевичи. Именно здесь заявлено большое количество новых объектов торговли и обслуживания, – уверен А.Алешкин.

И хотя в среднесрочной перспективе специалисты ожидают более равномерного распределения торговых площадей относительно центра города и реализации значительного числа проектов за пределами второго транспортного кольца, акцент делают на другом.

Прирастать торговыми площадями столице нужно за счет наиболее зарекомендовавших себя типов торговых объектов – молов, торгово-развлекательных центров смешанного типа, включающих как крытые торговые площади, так и открытые пространства для отдыха и развлечений, не говоря уже о не представленных до сих пор в Беларуси форматах региональных и суперрегиональных торговых центров… В их появлении заинтересованы и местные органы власти, и многие арендаторы, которые, несмотря на кризис, сегодня предпочитают располагаться в современных торговых объектах. Да и покупатели уже успели оценить преимущества шопинга по-европейски в мультибрендовых торговых центрах.

– К сожалению, многие торговые центры предлагают для арендаторов все ту же, что и несколько лет назад, «нарезку» площадей по 10–20 кв.метров. Сегодня этого недостаточно для организации полноценного и удобного для посетителей магазина. Да и уныло-однообразный вид интерьеров подобных торговых центров совершенно не стимулирует их посетителей к покупкам. В изменяющихся условиях на рынке коммерческой недвижимости необходимо создавать продукт нового качества, который будет востребован и в долгосрочной перспективе в условиях серьезной конкуренции. При этом продуманность концепции имеет первоочередную важность для владельцев «бумажных проектов», желающих привлечь инвесторов для их развития, – уверен собеседник «ЕJ:Недвижимость».

К слову, и развиваться есть куда, и развернуться есть где. За первое полугодие количество свободных площадей в торговых объектах столицы существенно не увеличилось, отмечают эксперты. А наблюдавшийся в конце 2008-го и начале 2009 годов общий рост площадей стал своего рода отголоском докризисного времени. Его вызвали появившиеся на рынке нескольких новых игроков – торговые объекты, часть которых из-за неудачной концепции при одновременном снижении активности арендаторов так и остались незаполненными.

А в ситуации, когда предложение качественных площадей ограничено, даже на фоне ухудшения показателей работы торговых объектов, вызванного снижением покупательской способности населения, проекты новых торговых центров не теряют привлекательности для девелоперов. И хотя часть стройплощадок «заморожена» в ожидании лучших времен, анонсы новых объектов продолжают звучать и в кризис.
Что же касается арендных ставок...

– Их снижение в качественных объектах незначительное. Серьезный дисконт характерен для новых торговых центров, которые не могут привлечь к себе арендаторов, либо в уже функционирующих, стремящихся заполнить образовавшиеся вакансии. Дальнейшая ситуация будет зависеть в большей мере от макроэкономической ситуации и динамики ввода объектов современного формата, – заверил «ЕJ:Недвижимость» А.Алешкин.

Комментарий по делу

Директор ООО «Александров Инвест» Наталья Тимощенко:

– Сегодня изменилось мнение арендаторов, считавших, что ставки арендной платы в красивых, новых и просторных торговых центрах непомерно высоки. У нас, например, в торгово-развлекательном центре «Александров Пассаж» они значительно ниже средних по городу (средняя ставка за 1 кв.м – 28 евро с учетом НДС). Поэтому и не удивительно, что ощущается существенный рост числа желающих арендовать современное и качественное торговое помещение. Поэтому наша задача как владельцев торговых объектов – удержать размер арендной платы от роста, чтобы создать для арендатора стабильные условия работы.

К слову, посетителей в качественных торговых центрах европейского уровня меньше не становится даже в кризис. Согласно исследованию, которое мы проводили недавно по результатам работы «Александрова Пассажа», за этот год во втором полугодии по сравнению с первым поток посетителей вырос в 4 раза. Очевидно, что у людей появилась потребность делать покупки красиво, с удобством. Поэтому Минску, да и остальным городам Беларуси, необходимо обеспечивать своих жителей и гостей в первую очередь именно торгово-развлекательными центрами, в которых можно не только делать покупки, но и хорошо проводить время.

←Комплекс элитности. Жилой

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика