Беларусь записалась в приватизационные ясли
За прошедший кризисный год Беларусь основательно подсела на кредитную иглу, увеличив внешний госдолг более чем на $3 млрд. Власти конечно же заявили, что эта сумма не представляет угрозу для безопасности государства, однако до сих пор не дали ответ на вопрос, который все больше тревожит общественность – каким образом страна намерена погашать полученные кредиты.
Поскольку власти так и не воспользовались предоставленной кризисом возможностью без лишнего шума начать проведение структурных реформ, к моменту первых выплат по полученным кредитам страна подойдет все с тем же багажом в виде административно-регулируемой экономикой.
Это означает, что сальдо внешней торговли по-прежнему будет отрицательным, хотя и прогнозируется его снижение, а битва за валютную выручку будет оставаться главной задачей властей. Вряд ли сегодня можно рассчитывать и на восстановление былых объемов поставок на российский рынок, который претерпел серьезные изменения за кризисное время, а найденные возможности на рынках третьих стран не компенсируют и 10% этих потерь.
Именно по этим причинам все чаще можно услышать вопрос «Почему международные структуры выделяют Беларуси кредиты, возвращать которые будет нечем?». На самом деле у страны достаточно возможностей вернуть полученные деньги и заплатить проценты. Беларусь остается единственной страной в Европе, не испорченной приватизацией. Более 80% экономики, недвижимости и 100% земли сегодня находятся в собственности государства. В общем, есть что продавать и чем платить по кредитным счетам.
Именно по этой причине и МВФ, и особенно Всемирный банк при выделении кредитов требуют от властей определенные приватизационные обязательства. Собственно этого ждут как внутренние, так и внешние инвесторы. Однако, по большому счету эти ожидания изрядно завышены.
Приватизация в Беларуси еще не достигла ясельного возраста. Лишь недавно власти поняли разницу между акционированием и собственно приватизацией. Отдельные сделки, заключенные в разные годы (Белтрансгаз, Velcom, БеСТ) являются экстраординарными по сути и по исполнению и не отражают реальное состояние дел. Кроме того, сами власти еще не дошли до понимания неизбежности этого процесса, а потому на начало реальной приватизации в стране нет соответствующей политической воли.
В этой связи было бы чересчур наивным рассчитывать на то, что уже в 2010 году что-то измениться в этом направлении: Хочешь в детский садик? – Да. – Сам дойдешь?
В ответ полные отчаяния глаза. Ребенка надо взять за руку и отвести.
Детскому возрасту соответствуют доходы от приватизации, заложенные в проект бюджета на 2010 год, всего 2,57 трлн. рублей (около $940 млн.). Причем в эту цифру входит последний транш перечисление Газпрома за 12,5% пакет акций Белтрасгаза в размере 625 млн., а также платежи инвесторов за БеСТ и Мотовело. Оставшихся чуть более $200 млн. сложно назвать приватизацией. (Для сравнения: обслуживание внешнего и внутреннего долга (проценты по кредитам и гособлигациям) обойдется стране в 2010 году в 2 трлн. рублей ($733 млн.) Но с чего то ж надо начинать.
Отвести ребенка в сад взялся МВФ, который в итоге хотел бы получить обратно выделенные Беларуси деньги. А потому именно фонду с помощью других нянек придется приучать ребенка не бояться приватизации и прививать навыки «сожительства» с частными предприятиями. Послушание будет вознаграждено весьма неплохой суммой денег.
После долгих воспитательных разговоров на тему приватизации нянька (МВФ) добилась от ребенка обещания к концу ноября окончательно утвердить список из 5-ти предприятий, которые будут приватизированы в 2010 году. В СМИ уже проходил список возможных объектов приватизации, наиболее крупный из которых – Минский подшипниковый завод. Однако какие предприятия попадут в перечень, для няньки не принципиально – важен сам факт.
Следующим шагом после утверждения списка станет реальная подготовка этих предприятий к самой приватизации. Это процесс должен завершиться к концу февраля 2010 года и никак не позже. И если к этому моменту появится возможный покупатель на пакет акций того или иного предприятия из списка, власти должны быть готовы к незамедлительному оформлению сделки без каких-либо проволочек или дополнительных согласований. Если же инвестора(ов) не найдут, находящиеся в собственности государства акции должны быть выставлены на продажу через аукцион (конкурс, тендер). Таков план, но есть и внешние обстоятельства.
Успех готовящегося мероприятия будет зависеть исключительно от тех условий, на которых власти будут готовы расстаться с госсобственностью, и в первую очередь от цены. Если цена будет завышена, чем любят побаловаться в Минске, то покупателей, естественно, не найдется. Однако, что будет в случае развития событий именно в таком русле, не берется говорить даже нянька.
Хотя понятно, что придется долго убеждать ребенка в том, что он, как всегда, пожадничал, что надо умерить аппетит и сбросить цену (этак в 2-3 раза). В ответ ребенок будет капризничать и упираться, обзывать няньку нехорошими словами и огрызаться. Но поскольку денег в кармане на сладости не будет, в итоге согласится. Убедительными доводами со стороны нянек станут возможность новой кредитной программы с МВФ и очередной заем ВБ, а также других структур, которые, скорее всего, подключатся к воспитательному процессу в течение следующего года.
Осенью 2010 года можно будет уже подвести итог, чему научился ребенок за прошедший год и можно ли его переводить из ясельной группы в младшую. Однако данное оптимистичное предположение чересчур преждевременно. Осенью следующего года страна подойдет к кульминации президентской кампании и события могут развиваться совсем в ином русле…