300 тысяч белорусов работают неполную рабочую неделю
Даже официальные профсоюзы признают, что цифры вынужденной безработицы огромны. 120 тысяч человек из 300 тысяч работающих в режиме неполной занятости вообще не получают зарплаты.
По сведениям Федерации профсоюзов Беларуси, которые на днях озвучил ее председатель Леонид Козик, сегодня в стране около 300 тысяч человек работают неполную рабочую неделю.
«Наш мониторинг показывает: около 300 тысяч человек работают в режиме неполной занятости. Эта цифра гораздо жестче той, которой оперирует правительство. Но что больше всего нас волнует: примерно 40 процентов из этих 300 тысяч вообще не получают денег. Они отправлены в отпуска за свой счет. И это, конечно же, абсолютно ненормально», -- заявил Козик в интервью «Советской Белоруссии».
«Еврорадио» узнало, спрашивали ли у этих людей согласия на такое «сокращение» их рабочего графика. Как объяснил заведующий юридической консультацией Федерации профсоюзов Владимир Шалкович, руководство и не должно спрашивать у своих работников. Наоборот - может наказать увольнением за несогласие с таким решением администрации.
«Наниматель ставит перед фактом, что у нас сложилась такая ситуация, и со следующей недели будем работать четыре дня. Кто-то говорит: «Если такая ситуация - предупреждайте нас и будем в рамках закона все решать». В отношении таких работников месяц сохраняется бывший рабочий режим, а потом волевым решением нанимателя вводится новый. Если же кто-то говорит, что они хотели бы работать, как и прежде, то в отношении таких работников месяц сохраняется прежний режим работы, а потом их увольняют по пункту 5 статьи 35. При этом сами сотрудники никаких заявлений не пишут - это все воля руководителя», -- утверждает Владимир Шалкович.
То, что руководство не спрашивает согласия рабочих о переводе их на работу по сокращенному графику, подтвердил и рабочий МАЗа Владимир Другаков. По его словам, если раньше он и его коллеги получили больше 1 миллиона рублей зарплаты, то сейчас - 800-900 тысяч в месяц. Кто-то ищет себе подработку, а кто-то увольняется.
«Средняя зарплата у нас была около миллиона рублей при полном рабочем дне. А если работать только 15 дней в месяц, то выходит где-то 800-900 тысяч. Кому этого не хватает, находят подработку. Другие - уходят», -- заявляет рабочий МАЗа.
По словам Другакова, особенно страдают те, кто вынужден снимать квартиру или выплачивать кредит. А тех, кто думает об увольнении, становится все больше, говорит работник МАЗа. Люди не верят, что ситуация на заводе может в скором времени исправиться.
Такая же ситуация, по словам одного из лидеров независимых профсоюзов Беларуси Александра Ярошука, сегодня сложилась и на других белорусских предприятиях.
«Эти проблемы касаются всех машиностроительных предприятий, -- заявляет Ярошук. -- Например, Тракторного завода, и тех предприятий, которые работают над его обслуживанием. А также станкостроительной промышленности».
Как отмечает Ярошук, вся экономическая политика белорусских властей сводится к ожиданию, когда откроется российский рынок, и белорусскую продукцию снова можно будет туда продавать.
По словам Ярошука, в ближайшее время людей, которые работают неполную рабочую неделю, не уменьшится. Кроме того цифру в 300 тысяч человек, которую назвал Козик, лидер независимых профсоюзов не верит.
Ярошук заявляет, что в режиме неполной занятости работают гораздо больше жителей Беларуси. Однако, он согласен с тем, что около 40% из этих людей находятся в вынужденном отпуске за свой счет. А это, даже по официальным сведениям, 120 тысяч человек, которые вообще не получают никакой зарплаты. Их количество, по его словам, будет расти.