У «Беларусбанка» нет денег на льготные кредиты? – Это только начало
Любые вбросы денег на рынок неизбежно ведут к увеличению давления на валютный сегмент рынка.
Вчера газета «Комсомольская правда в Беларуси» написала о том, что Беларусбанк приостановил выдачу новых траншей по льготных кредитам на строительство жилья. Граждане, приступившие к строительству жилья и заключившие договора с банком и с застройщиком, не могут внести очередные взносы и им грозит пеня.
Как пишет АФН, причина банальна для страны с плановой экономикой - банк выдал больше кредитов, чем было запланировано положением Совмина. В этом году нуждающихся в кредитах было очень много и все предписанные правительством деньги банк уже выдал.
«До 25 октября будет прорабатываться вопрос о том, как снова приступить к выплатам. Что касается пени, то льготникам по закону ее начислять не должны», - ответила пресс-служба Беларусбанка.
«В 2009 году было предусмотрено выдать льготных кредитов на сумму 2376 млрд. рублей, а по состоянию на 12 октября сумма уже выданных кредитов составила 2422 млрд. рублей», - пояснил изданию ситуацию начальник отдела коммерческих финансовых инструментов Главного управления регулирования банковских операций Национального банка Алексей Назаров.
«Сейчас, поскольку изменились критерии отнесения граждан к категории малообеспеченных, имеющих право на получение господдержки при строительстве жилья, а также в связи с необходимостью наращивания жилищного строительства в 2010 году, возникла дополнительная потребность в льготных кредитных ресурсах… Правительство уже дало банку соответствующее поручение. Таким образом, льготное кредитование граждан в текущем году будет осуществляться и дальше в необходимых объемах согласно заключенным кредитным договорам», - сказал представитель Нацбанка.
Странно, что на это вопрос отвечал А.Назаров, а не глава Нацбанка Петр Прокопович, который с начала кризиса упорно пропихивал идею усиленного строительства жилья, что должно было стать локомотивом экономики. Локомотив так и не поехал, но задал головной боли всем – от льготников и застройщиков до самой верхушки управленческой вертикали.
А ведь только глава Нацбанка мог бы пояснить, почему отвечающий за выдачу кредитов в рамках интенсификации строительства жилья Беларусбанк под любыми предлогами отказывает гражданам в заключении новых договоров на льготное кредитование. Только у Прокоповича есть полномочия рассказать, где страдающий нехваткой ликвидности в 2.5 трлн. рублей и задерживающий перечисление налоговых платежей на счета Минфина Беларусбанк найдет деньги на возобновление кредитных программ по старым договорам и выплаты по новым кредитам.
Впрочем, льготные кредиты – это еще цветочки. Беларусбанк уже периодически задерживает под разными предлогами рублевые перечисления юридических лиц. Не случайно вчера у Лукашенко прошло совещание на тему «как вытащить банковскую систему страны». Ведь проблемы Беларусбанка, а также Белагропромбанка (дефицит ликвидности которого также впечатляет - около 1,5 трлн. рублей), на которых приходится более 80% всего банковского сектора страны автоматом потянут за собой остальные банки. И не помогут иностранные собственники.
Серьезность вопроса нельзя недооценивать. Ведь опять таки не случайно Беларусбанк, который последние два года пиарился по поводу и без повода насчет возможного IPO и продажи миноритарного пакета акций, написал письмо в Нацбанк с просьбой приостановить все телодвижения в этом направлении. Иного выхода не было. Новые требования Нацбанка по учету токсичных активов и резервированию в совокупности с нехваткой ликвидности показали реальное состояние крупнейшего банка – образно говоря, при продаже миноритарного пакета пришлось бы еще доплатить денег инвестору за то, что согласился взять его в собственность.
Однако нельзя сказать, что вина за сложившуюся ситуацию целиком и полностью лежит на руководстве банка и лично г-же Н.Ермаковой. Госбанк вынужден выполнять поручения собственника. А собственник - правительство страны слишком долго отказывалось признавать наличие кризиса в стране. Можно было закрыть глаза и на эту тупую упертость, если бы при этом госбанкам не приходилось накачивать экономику кредитами ради выполнения прогнозных показателей, используя при этом всяческие уловки и обходные маневры – вдруг МВФ прозреет.
МВФ уже давно прозрел, и если бы не политическая составляющая в отношениях с фондом, Беларусь бы не получила ни второй, ни последующие транши из-за «примерного» исполнения своих обязательств.
Проблема будет решаться старыми методами. Нацбанк уже в три смены запустил печатный станок для поддержки ликвидности системообразующих банков. Однако не стоит забывать, что его мощность тоже ограничена. Кроме того, вынужденно вбрасывая рублевую ликвидность на рынок, Нацбанк по сути пилит под собой сук – любые вбросы денег на рынок неизбежно ведут к увеличению давления на валютный сегмент рынка, снизить которое можно будет лишь очередной неизбежной девальвацией. Нацбанк этого не хочет. Не хотят этого и международные структуры.
Может этого добивается белорусское правительство, которое осталось недовольно уровнем одноразовой девальвации, предпринятой 1 января текущего года? 20% девальвации для отдельных вице-премьеров показалось недостаточной для поддержки экспортеров. Сколько же надо? И как долго власти намерены поддерживать, льготировать, субсидировать то, что уже давно надо было продать, реструктуризировать, а кое что и вовсе снести бульдозером – так дешевле и безопаснее для страны, народа, да и печатный станок не так быстро навернется.