4 из 5 предприятий ежегодно ощущают «наезд» государства
Как заявил 12 октября председатель СР НС Борис Батура, Беларусь в рейтинге стран с наиболее благоприятными условиями для предпринимательства поднялась на 24 позиции и заняла 58-ю, но "глава государства ставит задачу войти в верхнюю десятку этого рейтинга. Все сейчас над этим работают, парламентарии в том числе". Совершенно иную картину рисует исследование деловой среды в Беларуси, проведенное Международной финансовой корпорацией.
Государство по-прежнему крепко держит
руку на «пульсе» белорусского бизнеса. Согласно
проведенному Международной финансовой корпорацией (МФК)
исследованию деловой среды, лишь 20% белорусских малых и
средних предприятий не испытало в течение 2008 года
административных процедур (получения лицензий, разрешений
и т.д.), а также избежало проверок со стороны
контролирующих органов.
По сложности их преодоления для бизнеса процедуры
расположились так (в порядке убывания): администрирование
налогообложения (сложность уплаты налогов), проверки,
регулирование ценообразования, получение разрешений,
лицензирование.
Сложнее всего административные процедуры даются
организациям строительной отрасли. Прежде всего, это
касается получения разрешений, а также проверок. Для
малого и среднего бизнеса, занятого в сфере торговли и
общественного питания, основным препятствием были
сложность уплаты налогов и регулирование ценообразования.
Эти наблюдения эксперты МФК объясняют спецификой
государственного контроля за ценами в этих отраслях, а
также технологической спецификой производства работ
(согласовательная система в строительстве).
Основываясь на данных опроса, эксперты МФК пришли к
выводу, что на деятельность одной трети малого бизнеса
административные барьеры оказывают даже большее влияние,
чем конкуренция. «По всей видимости, дело здесь не только
в слабости конкурентной среды. Ведь зачастую, слабость
конкуренции указывает на существующие проблемы по
вхождению на рынок. А они, в свою очередь, порождаются
существующими административными процедурами», - отмечают
авторы исследования.
Эти процедуры мешают не только вхождению на рынок новых
компаний, но и реализации проектов уже работающим
компаниям. Так, около половины всех субъектов малого
бизнеса, отметивших большее влияние административных
процедур в сравнении с конкуренцией, ответили, что
расширили бы свой бизнес в случае устранения
административных препонов. По мнению экспертов, это
указывает на большой ресурс внутреннего роста в частном
секторе, который сейчас заморожен из-за чрезмерного
регулирования.
Лицензирование
На момент проведения опроса МФК (май-август 2009 года)
лицензированием было охвачено 70% малых предприятий и
предпринимателей и более 90% средних предприятий. Если
большинству ИП достаточно иметь одну лицензию, то почти
40% малых и более 60% средних предприятий требовалось
несколько «специальных разрешений».
Эксперты констатируют отсутствие значительного прогресса
в сфере лицензирования по сравнению с предыдущим
исследованием деловой среды в 2006 году. Охват лицензиями
малых и средних предприятий (МСП) несколько вырос, вместе
с ним возросли средние временные затраты на получения
лицензии, но при этом заметно снизилась средняя сумма
денежный расходов. По мнению экспертов, это могло
произойти в результате изменения отраслевой структуры МСП
(переход части ИП в ЧУП, опережающий рост отдельных
отраслей) и, как следствие, изменения в структуре
получаемых лицензий.
О существовании потенциала сокращения видов лицензируемой
деятельности говорит, по мнению МФК, тот факт, что
проверки на соответствие специальным лицензионным
требованиям при принятии решения о выдаче лицензии
касались лишь половины малых и средних предприятий и
только 15% ИП, обратившихся за лицензией или ее
продлением.
Напомним, уже почти год в правительстве готовится
документ, отменяющий лицензии на ряд видов деятельности.
В частности, на розничную торговлю, на которую приходится
около 60% от всех выдаваемых лицензий. То и дело документ
отправляют на доработку. На минувшей неделе президент
распорядился расширить количество видов деятельности, на
которые не потребуется получение лицензий. Правда, вместо
них государство намерено ввести страхование.
Разрешения
Сравнивая изменения, произошедшие в сфере разрешительных
процедур за три последних года, эксперты МФК отмечают,
что среднее количество получаемых в течение года
предприятием разрешений заметно снизилось, но при этом
возросло время, затрачиваемое на получение одного
разрешения. Также выросла стоимость общих официальных
платежей и расходов (этот рост приблизительно сопоставим
с уровнем инфляции за этот период). Таким образом, о
заметном облегчении бремени от прохождения этой группы
административных процедур говорить не приходится,
констатируют эксперты МФК.
Разрешительными процедурами охвачены 39% малых
предприятий и такой же процент ИП, охват среди средних
предприятий был несколько выше - 46%.
Среднее количество получаемых за год разрешений у МСП -
1,9, у ИП - 1,3. В среднем, для получения одного
разрешения нужно пройти 2 инстанции, при этом требуется
от одного до двух личных визитов руководителя предприятия
(для МСП). Среднее предприятие на получение одного
разрешения затрачивает 24 рабочих дня, в то время как ИП
- 28. Последний показатель близок к средней длительность
получения ИП одной лицензии, т.е. «специального
разрешения» (33 дня). У примерно 40% субъектов малого
предпринимательства в 2008 году в ожидании разрешений
простаивали производственные мощности. В среднем у МСП в
таких случаях не использовалось около трети всех
мощностей.
Ценообразование
Охват ценовым регулированием субъектов малого бизнеса
несколько снизился. Это касается 41% малых (против 51% по
данным исследования 2006 года), 67% средних предприятий
(против 75%) и 30% ИП. При этом ограничения цен действуют
на более 80% продукции малых и средних предприятий,
которых затронул ценовой контроль (у ИП - 46%).
Как отмечают эксперты МФК, наряду с упущенными
возможностями заработать на рыночной конъюнктуре, малый и
средний бизнес несет существенные административные
издержки. Примерно половина средних предприятий и 13%
малых содержат в штате специального сотрудника,
занимающегося регистрацией изменений цен.
Проверки
Как следует из опроса, 70% частных субъектов малого
предпринимательства считают, что нынешняя система
проверок финансово-хозяйственной деятельности носит не
предупредительный, а карательный характер. Примечательно,
что с таким утверждением согласна и половина опрошенных
государственных малых средних предприятий.
В связи с введенным в конце 2008 года мораторием на
проверки авторы исследования затруднились сделать прямое
сопоставление последних данных с аналогичным
исследованием деловой среды в 2006 году. В то же время
они отметили, что средние значения этих индикаторов
близки. На «определенные улучшения» в этой сфере
указывают количественные индикаторы (длительность одной
проверки, количество отвлеченных сотрудников).
Проверки охватывают более половины малых предприятий и ИП
и более три четверти средних предприятий. В среднем на
МСП, которое подвергалось проверкам в 2008 году, побывало
3,3 плановых и 1,8 внеплановых проверок. У ИП это
показатель ниже, но при этом у них выше доля внеплановых
проверок.
Проверки в среднем длятся дольше и отвлекают от работы
больше сотрудников. При этом каждая четвертая/пятая
проверка обнаруживает у субъектов малого
предпринимательства нарушения в эксплуатации
производственного оборудования или помещений. В
результате ежегодно среднее МСП (из тех, что подвергались
проверкам) уплачивает в виде штрафов в эквиваленте 617
долларов, а средний ИП - 144. Если добавить к этой сумме
стоимость устранения выявленных нарушений, то финансовое
бремя от санкций вырастет в два раза.