Свобода в рамках инструкции

Источник материала:  
Свобода в рамках инструкцииСвободная рыночная экономика предполагает свободное установление цен. Белорусское государство делает небольшие шаги в этом направлении, сохраняя возможности регулирования.

Постановление Министерства экономики № 141, которое отменяет ограничение торговых надбавок практически на все виды товаров, должно вступить в силу 28-29 октября. Как сообщило на прошлой неделе информагентство БЕЛТА, такое заявление сделал директор департамента ценовой политики Минэкономики Беларуси Игорь Фомин на заседании Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. профессора М.С. Кунявского.

По его словам, сегодня вокруг этого постановления нагоняется "нездоровый ажиотаж". Вместе с тем существует определенный порядок прохождения документа. Постановление № 141 от 19 августа, которое вносит изменения в Инструкцию о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденную постановлением № 183, 22 сентября прошло регистрацию в Национальном реестре правовых актов, 13 октября планируется его опубликование в реестре, а 14 октября документ должен быть опубликован в газете "Рэспублiка". Постановление вступает в силу через 15 дней со дня опубликования, то есть это должно произойти 28-29 октября.

Постановление Министерства экономики № 141 является еще одним шагом к либерализации и включает в себя три основных момента, подчеркнул И. Фомин. Во-первых, решено отпустить "на свободу" торговые надбавки практически по всем видам продукции. Сохраняется 50 позиций товаров, по которым надбавки будут регулироваться. Также отпускаются "на свободу" импортеры. "30-процентное ограничение по импортерам предусмотрено только по продукции, которая будет использоваться в дальнейшем для собственного производства на давальческих условиях и в соответствии с приложением № 1", - пояснил представитель Минэкономики.

Третьим важным моментом является то, что постановление № 141 разрешает делить оптовую скидку между неограниченным количеством звеньев. "Если раньше ее деление разрешалось только в том случае, когда торговая сеть является дочерним предприятием, то сейчас деление оптовой скидки, которую предоставляет производитель, возможно между неограниченным количеством звеньев", - рассказал И. Фомин.

Представитель Минэкономики подчеркнул, что дальнейшая либерализация в сфере ценообразования будет зависеть непосредственно от предпринимателей. "По этому году, я считаю, мы предприняли очень серьезные шаги, - сказал И. Фомин. - Но есть нехороший прецедент, когда мы исключили четыре позиции из перечня социально значимых и в следующем месяце наблюдали рост тарифов на услуги химчистки на 50%. Очень некорректно повели себя. Хотелось бы попросить, чтобы это происходило цивилизованно. Надо поднять на 20-30% - постарайтесь сделать это поэтапно".

Несомненно, всякое движение в сторону свободного рынка следует оценивать положительно. И новый нормативный акт, безусловно, ставит целью сделать жизнь предпринимателей немного проще. Но все-таки белорусская система ценообразования оставляет множество поводов для критики.

Вопрос ценообразования - ключевой в экономике. От способа его решения зависит экономическая система. Если цена определяется балансом спроса и предложения - экономика рыночная. Если же цену прямо или косвенно диктует государство, основываясь, например, на марксистском понятии "общественно необходимых издержек" и проч., то экономика социалистическая.

И что же мы имеем? Сам факт наличия подобной инструкции красноречиво свидетельствует о чрезмерном вмешательстве государства в экономику. Пусть она стала немного проще, пусть либеральнее, но ценообразование все равно остается затратным.

Предприятия по-прежнему должны составлять разного рода калькуляции, применяя нехитрую формулу: "цена = издержки + прибыль + оборотные налоги". И ничего хорошего в этом нет.

Во-первых, за нарушение инструкции и прочих регламентирующих цену документов существуют штрафы. А во-вторых, регламентация ценообразования ведет, как это ни парадоксально, к росту цен.

В рыночной экономике предприниматель выясняет уровень цен на рынке и исходя из этого решает, сможет он или не сможет продать свой товар по этой цене, получая прибыль. В Беларуси же субъекты хозяйствования "накручивают" на свои издержки прибыль и налоги, а затем предлагают товар на рынок.

Если же этот товар оказывается дороже импортного, появляются "челобитные" в органы власти с мольбами и требованиями ограничить проникновение конкурирующих товаров на белорусский рынок. Государство ограничивает импорт при помощи таможенных пошлин, а также прямых административных запретов. В конечном итоге за весь этот протекционизм расплачивается рядовой белорусский потребитель.

Административное ценообразование увеличивает издержки предприятий. Субъектам хозяйствования зачастую приходится содержать человека, а то и целый отдел, специально занимающийся ценообразованием. Нет, нет! Это отнюдь не маркетологи, изучающие конъюнктуру рынка! Эти специалисты просто перемножают цифры, выдавая многочисленные калькуляции. Понятное дело, зарплата этих сотрудников ложится на себестоимость...

Но не только пресловутая инструкция регулирует цены в Беларуси. Множество других нормативных актов занимаются этим не менее успешно. Например, если товар продается ниже себестоимости, то НДС придется исчислять и платить исходя из себестоимости. Кроме того, низкие цены вызывают повышенный "интерес" налоговых органов.

Да и вообще, распродажи как-то не очень вписываются в белорусский менталитет. Например, некоторые отечественные экономисты говорят о том, что распродажа неликвидных товаров ниже себестоимости для нас неприемлема, поскольку приведет к убыткам производителей. Но ведь хранение товаров тоже требует определенных затрат, и чем дольше товар хранится, тем дороже становится. Качество же в большинстве случаев, наоборот, ухудшается.
←Между фарсом и трагедией

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика