Капля проблем
Несмотря на принятые руководством страны меры по стимулированию экспорта, предприятия заявляют о сохранении некоторых старых и наболевших проблем. В их числе ценовая неконкурентоспособность белорусских товаров, обусловленная высокими налогами и издержками на содержание избыточного числа работников, индикативные экспортные цены, отсутствие финансовой поддержки при проведении выставок за рубежом и прочее. Об этом говорили на недавнем заседании правления БСПН им. Кунявского.
Между тем создание благоприятных условий для поставки наших товаров и услуг на внешние рынки — жизненно важная для экономики задача. Именно падение экспорта стало основной причиной того, что впервые за последние 14 лет ВВП Беларуси показал отрицательную динамику, снизившись в январе-августе на 0,5% к аналогичному периоду 2008 г. При этом, по подсчетам председателя БСПН им. Кунявского Георгия Бадея, снижение ВВП было бы еще более серьезным — примерно на 13%, если учитывать долю в нем экспорта и динамику сокращения внешней торговли в текущем году.
Как убежден руководитель бизнес-союза, сгладить последствия мирового кризиса может более активное вовлечение в экспортные потоки товаров малых и средних предприятий. Пока же, по оценке Г.Бадея, правительство в основном занято проблемами крупных предприятий — Беларуськалия, МАЗа, МТЗ, «Атланта» и т. п. Однако есть еще тысячи других субъектов хозяйствования и у каждого из них свои трудности.
По-прежнему одной из главных проблем белорусского экспорта остается ценовая неконкурентоспособность. Это, по мнению членов союза, вызвано не только высокой материало- и энергоемкостью продукции, но и значительной налоговой нагрузкой. Разговоры о ее снижении, по наблюдениям бизнесменов, пока не переходят в практическую плоскость. Стоимость конечного продукта чрезмерно отягощена оборотными налогами и отчислениями в фонд социальной защиты населения. Для отдельных предприятий обременительным является уплата экологического налога на импортную стеклотару. Начисленные суммы также увеличивают стоимость экспортной продукции до 2%.
В МНС и Минфине заявляют об отсутствии проблем во взимании и возврате НДС при торговле с Россией. Однако, как отметил Г.Бадей, чтобы добиться этого многим предприятиям пришлось открыть представительства в соседнем государстве, что также увеличивает издержки, а то и сократить или вовсе прекратить поставки в Россию своей продукции. Хозяйственники не понимают, почему они в соответствии с нынешними нормами должны нести ответственность за уплату налога российскими контрагентами. Тревожат и перспективы распространения принципа взимания НДС по стране назначения на торговлю с Казахстаном.
Производственники отмечают длительность и дороговизну процедур согласования техусловий и экспертизы на новые виды пищевой продукции. По данным НП ООО «Продукты питания», на них уходит по 5-6 месяцев, а затраты компании достигают 2-2,5 млн. Br. Впрочем, расценки госорганизаций-монополистов вызывают нарекания у всех коммерсантов. Все они недовольны высокими ставками таможенных сборов и тарифов на услуги таможенных агентов в пунктах ввоза, считая их экономически необоснованными.
Как и раньше, головной болью многих коммерческих организаций остается избыточная численность работников, стимулируемая политикой государства. Кроме того, организации в принудительном порядке вынуждены принимать на работу обязанных лиц (маргиналов и бомжей). В результате, по оценкам БСПН им. Кунявского, на большинстве промышленных предприятий содержится до 30% лишних работников. На их оплату расходуется примерно 10-15% вновь созданной (добавленной) стоимости, что в масштабе страны составляет 10-15% ВВП. А это, естественно, также снижает ценовую конкурентоспособность белорусских товаров.
Одним из факторов, напрямую влияющих на удорожание экспортной продукции, остается система закупок через гособъединение «Белресурсы». Например, ЗАО «ДОР-МПЗ» в 2008 г. приобрело через эту структуру металл для производства продукции на 3,8 млрд. Br. При этом за оформление сделок объединению уплачено 26,6 млн. Br, что повлекло удорожание сырья на 0,7%.
Зачастую к потере иностранных контрагентов приводит применение минимальных (индикативных) цен, установленных постановлением Минэкономики от 5.03.2008 № 52, в частности, на экспорт пиломатериалов. Конъюнктура внешних рынков успела «опуститься» ниже уровня, определенного белорусскими чиновниками. По этой причине «Пинскдрев», к примеру, упустил заказы из Казахстана, Афганистана, Польши. Фирмам из этих стран куда проще разместить заказы в соседней России. С тревогой деревообрабатывающая отрасль ожидает возврата с нового года к обязательной торговле ДСП, фанерой, спичками через ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа».
В БСПН им. Кунявского убеждены, что принудительная продажа и покупка товаров через биржу, спецэкспортеров или специмпортеров должна быть отменена. Только сами предприятия могут решать, какими каналами сбыта или закупки пользоваться, руководствуясь экономической целесообразностью и планами развития.
От государства также ожидают более активной помощи в сборе отраслевой маркетинговой информации и финансовой поддержки в проведении выставок за рубежом.
Пока же, как с досадой отметили некоторые руководители, все происходит наоборот — за счет средств предприятий покрываются расходы правительственных делегаций и БелТПП, участвующих в выставках.
В БСПН указывают и на высокие расценки у нас в стране: только регистрационный сбор за участие в международной выставке-ярмарке составляет 200 EUR, необорудованная выставочная площадь в закрытом помещении обходится в 70 EUR за м2, а типовой минимальный стенд — 729 USD. В других странах бюджет берет на себя львиную долю таких расходов, благодаря чему бизнесмены из Германии, Италии, США могут себе позволить арендовать целые выставочные салоны. Ведь мало только произвести конкурентоспособный товар, важно еще и масштабно заявить о нем. Но наши производители пока не могут себе этого позволить.
Многие предприятия малого и среднего бизнеса жалуются на недоступность финансовой поддержки. Процедура получения кредита и страхования экспорта состоит из 13 этапов, включающих участие и одобрение отраслевых министерств или концернов, Минфина и Совмина. Пройти все инстанции компании без ведомственной подчиненности нередко не в состоянии. А ведь многие из них обладают большим производственным и экспортным потенциалом. Но реализовать его без реальной поддержки государства гораздо сложнее.
Александр ГЕРАСИМЕНКО