Лукашенко: Надо напрячь железную дорогу
Белорусская железная дорога является хорошим примером того, что государство не всегда является эффективным собственником, особенно в тех случаях, когда на первом месте стоит известная соцнаправленность.
Как сообщил 8 октября глава БелЖД
Анатолий Сивак, за последние десять лет пассажирские
перевозки в стране сократились в два раза, и эта
тенденция пока сохраняется. В частности, в 2008 году
пассажирооборот составил всего 87% к уровню предыдущего
года, несмотря на то, что цены на пассажирские перевозки
далеки от реальной себестоимости.
Сивак сослался на тот факт, что железная дорога пока не
выдерживает по ряду позиций конкуренции с автомобильным
пассажирским и частным транспортом, а также на другие
«объективные причины». Однако о каких таких причинах
может идти речь, если на 20% сократился объем транзитных
грузоперевозок при столь выгодном географическом
положении Беларуси.
По словам начальника БелЖД, падение объемов перевозок и
послужило причиной того, что БелЖД разработала план
модернизации с целью активизации развития отрасли.
Отчасти проблема кроется именно в этом - не будь такого
падения, БелЖД, наверное, и не задумалась бы о
необходимости модернизации.
Петух вроде клюнул, но стратегии по выводу отрасли из
явного кризиса нет ни у руководства госмонополии, ни у
Минтранса, в подчинение которого находится БелЖД. И те и
другие понятия не имеют, что можно сделать в белорусских
условиях.
Сивак презентовал А.Лукашенко два проекта, которыми
предполагается оживить железку. Надо же было хоть что-то
сказать и показать.
Так, один проект, цель которого реанимировать сферу
БелЖД, предполагает организацию движения в Минске
внутригородских электричек, которые должны разгрузить
улично-дорожную сеть и улучшить экологию города.
Предполагаемый интервал движения городских электричек -
10 минут.
Если посмотреть на карту Минска и сравнить прохождение
ж/д путей через столицу с картой метрополитена, то будет
сложно обнаружить ту альтернативу, которую готова
предложить БелЖД. А если учесть, что по плану первые
маршруты городских электричек, функцию которых сегодня
неплохо выполняют пригородные электропоезда, могут
открыться лишь в конце следующего года, то вообще
возникает вопрос о реальных целях данного проекта.
Вторым важным проектом БелЖД Анатолий Сивак назвал
скоростное железнодорожное сообщение c областными
городами, в первую очередь с Брестом и Гомелем. По словам
начальника БелЖД, после соответствующей модернизации
жители областных центров смогут на поезде за три часа
доехать до Минска.
Лукашенко не пользуется поездами, предпочитая вертолет и
в редких случаях автотранспорт. Но белорусы, которым
доводится ездить из Минска в Гомель и (или) Брест и
обратно хорошо знают, что уже не первый год в расписании
БелЖД присутствуют несколько поездов, которые позволяют
за те же 3 часа «с копейками» доехать до Бреста (9-й
скорый) и за 4 часа добраться до Гомеля (108
скорый).
Однако, Сивак своего добился - Лукашенко одобрил оба
проекта, предложенные БелЖД. При этом он (Лукашенко)
заявил, что и впредь будет поддерживать Белорусскую
железную дорогу, поскольку это важная для развития
государства отрасль.
Конечно важная, кто бы в этом сомневался - около 115 тыс.
человек, обеспеченных зарплатой.
Но если уйти от белорусских условий то и Сивак и Минтранс
хорошо понимают и четко представляют, что необходимо
предпринять для реанимации БелЖД. Под шумок и под
прикрытием ЧМ-2014 по хоккею прозвучала мысль о
необходимости обновления подвижного состава на более
современный, что потребует крупных вложений средств,
которые быстро не окупятся.
И было отмечено, что двигаться в этом направлении надо.
Однако преподнести Лукашенко эту необходимость как
основной и единственный проект ни Сивак, ни Минтранс не
могут. Таких денег нет даже у Лукашенко и его реакция
вполне предсказуема. Учитывая особое мнение Лукашенко,
что БелЖД должна оставаться в собственности государства,
белорусы не скоро дождутся реального шага белорусской
железки к мировым образцам транспортного
обслуживания.
Кроме того, по словам Лукашенко, у БелЖД и так есть
возможность зарабатывать.
«Нам надо напрячь железную дорогу, догрузить ее больше,
чем было раньше», - заявил он, поручив увеличить экспорт
продукции, прежде всего вагонов, и максимально
использовать транзитные возможности. Стране трудно - кому
сейчас до пассажиров…