Точки над «i» в школьной реформе

Источник материала:  

Современное поколение школьных учителей работает в условиях перманентной реформы, что отнюдь не способствует повышению качества обучения — такой вывод можно сделать, анализируя редакционную почту «ЭГ». При этом педагоги, равно как и родители учеников, связывают немалые надежды с проектом Кодекса об образовании, рассмотрение которого в первом чтении намечено на осеннюю сессию Палаты представителей.

Поставит ли Кодекс точку в бесконечной череде перестроек и порой отнюдь не бесспорных инноваций, которые продолжает переживать белорусская школа? Этот вопрос корреспондент «ЭГ» адресовал председателю профильной парламентской комиссии Владимиру ЗДАНОВИЧУ.

— Общество и депутатский корпус, что называется, созрели для принятия окончательного решения проблем школы. И речь сегодня идет не только о фасонах одежды или методиках выставления отметок, а о вопросах, теснейшим образом связанных с экономикой, — системой организации работы и оплаты труда педагогических коллективов. К примеру, мы предлагаем зафиксировать следующую правовую норму: «Привлечение педагогических работников к выполнению обязанностей, не предусмотренных в коллективном договоре между администрацией и работниками школы, допускается только с согласия самих педагогических работников и только на условиях оплаты либо на иных приемлемых для заинтересованных сторон условиях в соответствии с действующим законодательством».

Другими словами, мы не отрицаем, что школа, конечно же, должна взаимодействовать с местными администрациями, общественными организациями — но не для «галочки», не для создания массовки во время торжеств, а для физического и культурного развития детей. С нашей точки зрения, участие учителей во всех мероприятиях вне рамок учебно-воспитательных программ, а тем более в выходные дни, необходимо организовывать на платной основе. Кстати, в Минске за такую работу педагоги уже получают доплату в размере 3 базовых величин (классные руководители — 4 БВ). Точно такой же порядок должен быть распространен не только на столицу, но и на все населенные пункты республики.

- Не секрет, что учителя сегодня просто задыхаются от обилия бумажных отчетов и информационных справок, которые им приходится составлять иногда в ущерб своей прямой профессиональной деятельности. Можно ли снизить и эту нагрузку?

— Минобразования утверждает, что требует от школ лишь минимальную отчетность, но ведь помимо министерства существуют еще областные и районные управления образования, здравоохранения, культуры, а также военкоматы, милиция, МЧС, БРСМ, спорткомитеты и множество иных организаций, которые не только пополняют объем переписки, но зачастую используют учеников и педагогов для решения собственных задач. Мы твердо придерживаемся мнения, что если военкомату нужен список учеников призывного возраста, то сам сотрудник военкомата должен приехать в школу и составить его. Если какая-либо общественная организация желает выявить степень патриотизма школьников, то пусть ее представитель сам проведет анкетирование. Классные руководители абсолютно не обязаны работать ни на Министерство обороны, ни на какие бы то ни было другие структуры — их дело учить и воспитывать детей. Не ошибусь, если скажу, что в этой мысли с нами солидарны как педагоги, так и родители.

- Огромное количество вопросов задается по поводу реального бюджета учреждений образования, который де-факто формируется не только за счет государственных средств, но и «сторонних» источников — добровольно-принудительных сборов с родителей и опять-таки никем не оплаченного труда учителей, учеников на работах по ремонту и благоустройству…

— В самом деле, объем финансирования образовательной сферы из года в год увеличивается, количество самих школ, учеников, учителей — сокращается. Но количество жалоб на нехватку денег продолжает расти. После весьма продолжительной дискуссии члены нашей комиссии пришли к выводу, что решением проблемы станет перераспределение обязанностей между школьной администрацией и другими организациями, причастными к деятельности школы, а также некоторая корректировка направлений финансирования.

Поясню. Сейчас директора школ и гимназий помимо качества образования своих юных подопечных несут ответственность также за освещение классных комнат, отопление, посуду на кухне, организацию питания, текущий и капитальный ремонты, пожарную безопасность и т. д. При этом за малейшие нарушения установленных стандартов на руководителей (или их заместителей) налагаются крупные штрафы — от 175 до 710 тыс. Br и выше. Поводом для взыскания может стать все что угодно: неработающий пожарный извещатель, перегоревшая лампочка, фантик от конфеты на полу. Иногда на уплату штрафов просто не хватает месячной зарплаты. Чтобы помочь наказанному, учителя либо сбрасываются по 5-10 тыс. Br, либо для этой же цели кому-то выписывается фиктивная премия…

Складывается парадоксальная ситуация, когда директор школы помимо профессиональной профильной подготовки должен обладать солидными познаниями в области электрификации, пожарного дела, технологий ремонта. Причем в канун каждого учебного года эти познания и практика их применения строго контролируются комиссиями в составе представителей исполкомов, МЧС, санитарно-эпидемиологических служб, коммунальных организаций и т. д. Если директор выдерживает этот экзамен — ему выдают паспорт готовности объекта, если нет — выписывают штраф. Но позвольте, кто кого должен экзаменовать? С нашей точки зрения, приемку работ должны осуществлять именно руководители управлений образования, директора конкретных школ, педагогические коллективы, родители. А непосредственно техническую подготовку объектов к учебному году следует поручить специалистам.

Служба МЧС должна квалифицированно выполнить установку огнетушителей и извещателей, взять на себя гарантии безопасности жизни и здоровья детей. Общепит, в свою очередь, обязан, арендуя площади в школе, обновить посуду, заменить неисправные приборы — если уж организации общественного питания устанавливают 40-процентную надбавку к стоимости школьных обедов, то пусть обеспечивают их надлежащее качество. Организации ЖКХ и без помощи педагогов вполне справятся с ремонтом и заменой систем отопления, канализации, покраской фасадов.

Понятно, что всем упомянутым структурам для этих целей надо напрямую планировать бюджетное финансирование, сокращая на соответствующие суммы ассигнования на образование. Но в этом случае претензии к исполнителям, включая штрафные санкции, будут предъявлять непосредственные пользователи поставленных работ и услуг — учреждения образования.

Такая новация, во-первых, позволит избежать нерациональной траты бюджетных средств. Организациям ЖКХ и общепита при строго оговоренных объемах и качестве работ и услуг в рамках выделенных сумм будет невыгодно завышать их стоимость или совершать приписки. Во-вторых, устраняются посредники между исполнителями работ и школами в лице т.н. хозгрупп, требующих немалых денег на свое содержание. В-третьих, нивелируется пресловутый человеческий фактор при распределении средств на содержание школ.

Но главное, директор школы, освободившись от роли «выбивалы» и «доставалы», получит наконец возможность сосредоточиться на основной работе — на обеспечении высокого качества учебно-воспитательного процесса. С этой целью мы и внесли в проект Кодекса следующую формулировку: «Организация подготовки учреждений общего среднего образования к новому учебному году и поддержания их в надлежащем состоянии осуществляются органами местной исполнительной власти. Выполнение необходимых работ проводится специализированными организациями за счет зачисляемых на их счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также иных средств, не запрещенных действующим законодательством».

Подготовил Владислав ПЛАТУН

←В.Семашко: "Начался маленький плюс"

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика