Беларуси не хватает на флот 6 миллионов долларов
Совместный проект Белорусской судоходной компании и "ВТБ--Лизинг" по созданию белорусского торгового флота остановился из-за отсутствия у белорусов около 6 млн долларов.
В такую сумму оценивается предоплата
10% стоимости судна, которую должен внести (или же
предоставить залог на эту сумму) белорусский участник
проекта - ЗАО «Белорусская судоходная компания» (БСК).
Остальную часть ресурсов в долгосрочное пользование
новоиспеченным белорусским мореходам готова выделить
лизинговая структура российской ВТБ-групп -
«ВТБ-Лизинг».
На сегодняшний день проект создания белорусского
торгового флота именно с участием «ВТБ-Лизинга», по
мнению генерального директора ЗАО «БСК» Владимира
Масленникова, наиболее реален.
До него рассматривалось несколько вариантов. Например,
некоторое время назад велись переговоры с корейской
компанией Goodmorning Shinhan Securities, представители
которой по итогам своего визита в Беларусь в 2008 году
пообещали финансирование этого проекта. Однако на
обещаниях все и закончилось. БСК неоднократно пыталась
активизировать корейцев приглашениями к инвестиционному
сотрудничеству и пересылкой бизнес-планов, но корейцы
уклонились от конкретных шагов. В итоге с марта текущего
года контакты с этой компанией прекращены.
Достаточно давно прорабатывался вопрос создания
совместной белорусско-российской судоходной компании. В
качестве российского участника фигурировало ОАО
«Совкомфлот». Российский перевозчик запросил под свое
участие гарантию по долгосрочному обеспечению
создающегося СП грузами. Однако главные белорусские
грузовладельцы - Белорусская калийная компания и
Белорусская нефтяная компания - отказались пойти на это
условие. В июне текущего года переговоры были прекращены
и с «Совкомфлотом» - ввиду их бесперспективности.
В поисках источника финансирования покупки судов
белорусская сторона дошла даже до Европейского банка
реконструкции и развития (ЕБРР). Так, было подготовлено
предложение о включении в стратегию ЕБРР на 2010-2013
годы вопроса о расширении этой международной структурой
своей инвестиционной деятельности и на предприятия с
долей государственной собственности. Это предложение
стало продолжением переговоров о «морском» проекте
Беларуси и ЕБРР, которые начались еще в 2008 году. Но
власти здесь, похоже, отдают себе отчет, что ЕБРР не
будет ради пары судов менять свою стратегическую линию,
которая состоит в поддержке только частного
бизнеса.
В этой связи у белорусов есть возможность продолжить
контакты с ЕБРР в этом направлении. Для этого нужно, так
сказать, вернуться к исходнику: БСК была создана в 1994
году со 100%-ным частным капиталом, и только в декабре
2004 года 75% ее акций были безвозмездно отданы
государству.
В итоге наиболее реальным оказалось предложение, которое
сделал БСК «ВТБ-Лизинг»: финансирование 90% стоимости
приобретаемого суда. Однако условием российской структуры
стало обязательное участие на оставшуюся часть суммы
белорусов.
У БСК своей ресурсной базы в таком объеме на данный
момент не имеется. Поэтому компания попробовала
обратиться к белорусским банкам - к ОАО «Приорбанк», ООО
«Белросбанк», ОАО «Белвнешэкономбанк», ЗАО «Трастбанк».
Однако у банкиров также на суда денег не нашлось.
Переговорный процесс с «ВТБ-Лизинг» по этой причине
приостановлен. И, по мнению Владимира Масленникова,
рассчитывать (особенно сейчас, в условиях кризиса), что
проект в ближайшее время сможет преодолеть «мертвый
штиль», не приходится.
К тому же, по словам гендиректора БСК, «приобретение
судов - это только три-четыре процента от успеха
дела».
«Нужно эти суда содержать, чистить, заправлять,
загружать… Опять договариваться с той же Белорусской
калийной компанией. Все сейчас нужно делать с нуля, а
настоящих специалистов у нас в стране - четыре человека…
Недаром успешных судовладельцев в мире можно пересчитать
по пальцам», - пояснил в комментарии «Ежедневнику»
В.Масленников.